МОСКВА, 18 ноя — РАПСИ. Арбитражный суд Тюменской области в среду отклонил иск бывших миноритарных акционеров ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (в настоящее время ОАО «РН Холдинг»), в том числе 13 физических лиц и ОАО «Управляющая компания «Арсагера», о взыскании с «Роснефти» около 342 миллионов рублей убытков, следует из информации на сайте суда, передает РИА Новости.

Первоначально иски к крупнейшей российской нефтяной компании подали акционеры Николай Карманов и Виктор Цобенко, первый просил взыскать с ответчика более 223 миллионов рублей, второй — более 21 миллиона рублей убытков, которые, по мнению истцов, были причинены им в процессе принудительного выкупа у миноритариев привилегированных акций «Роснефти». Суд объединил иски Карманова и Цобенко в одно производство, позже в дело в качестве соистцов вступили еще 11 миноритариев-физлиц и одна компания.

«Роснефть» в марте 2013 года стала владельцем ТНК-ВР и 96,5% «ТНК-ВР Холдинга», в рамках которого была сосредоточена основная деятельность ТНК-ВР в России. Впоследствии «ТНК-ВР Холдинг» был переименован в «РН Холдинг». В марте 2014 года «Роснефть» объявила о выкупе акций «РН Холдинга» по цене добровольной оферты: 67 рублей за обыкновенную акцию и 55 рублей — за привилегированную, чтобы консолидировать 100% акций холдинга. В мае 2014 года «Роснефть» выкупила все акции у миноритарных акционеров «РН Холдинга».

По мнению миноритариев, «Роснефть» после приобретения «РН Холдинга» должна была направить миноритариям обязательную оферту, а не добровольную, как было сделано. Это защитило бы права миноритарных акционеров, так как при обязательной оферте стоимость ценных бумаг составила бы 110 рублей за акцию.

Цобенко в 2013–2014 годах уже требовал в судах обязать «Роснефть» направить публичную оферту миноритариям «ТНК-ВР Холдинга» о приобретении у них акций компании. «Роснефть» тогда заявила в суде, что непосредственно акции «РН Холдинга» не приобретала и поэтому обязанности направлять оферту у компании не было. По закону такая обязанность наступает, когда компания напрямую приобрела акции, а получение косвенного контроля не предусматривает направления обязательного предложения.

Суды четырех инстанций, включая Верховный суд РФ в сентябре 2014 года, признали требования Цобенко необоснованными.