МОСКВА, 16 авг — РАПСИ. В изменениях нуждаются не только правила подбора приемных семей для сирот, но и вся система опеки и попечительства, пробелы в которой становятся причиной несчастных и трагических случаев с участием детей, считают эксперты, опрошенные РАПСИ. Более того, один из адвокатов считает, что тщательное внимание со стороны государства должно уделяться и в отношении кровных родителей.

В четверг стало известно, что Министерство просвещения предложит правительству ужесточить правила подбора приемных семей для сирот. По данным СМИ, речь идет о сокращении числа приемных детей, которых сможет усыновить одна семья (сейчас оно достигает восьми), и о более тщательном психологическом тестировании будущих приемных родителей.

Бесконтрольный выбор

Адвокат Сталина Гуревич считает, что установленные правила подбора приемных семей для сирот и так являются довольно жесткими, а проблема не в их подборе, а в последующем плохом контроле. "Опека не выполняет свои обязанности: ребенка сдали в семью, и хорошо, если опека хоть раз в год позвонила и спросила, как дела. Давайте вспомним один из последних случаев, когда полгода опека вообще не приходила в приемную семью, а ребенок на тот момент уже несколько месяцев был мертв. Хотите, чтобы не было побоев, чтобы детей любили и уважали? Пусть органы опеки следят за этим, беседуют с ребенком наедине — обязательно! А отбор родителей и так довольно строгий. Дело в том, что человек может быть увешан дипломами и по письменным характеристикам быть замечательным, но на деле оказаться садистом. Так что проблема не с критериями отбора, а только с последующим контролем", — уверена Гуревич.

Аналогичного мнения придерживается и управляющий партнёр коллегии адвокатов Москвы "Барщевский и Партнеры" Анастасия Расторгуева. Она отмечает, что в настоящее время порядок усыновления детей в России согласно Семейному Кодексу РФ и так достаточно сложен. "И прежде, чем излишне усложнять и без того сложную и длительную процедуру сбором большего количества бумаг и увеличением сроков проверки усыновителей, нужно серьезно подумать, будет ли в этом толк. Действующая система проверки будущих приемных родителей функционирует нормально и позволяет выявить нежелательных или потенциально неблагополучных родителей. Вопрос стоит в непосредственном соблюдении и выполнении требований к усыновлению, а не в их ужесточении", — утверждает адвокат.

В свою очередь, адвокат Ярослав Пакулин поддерживает желание Министерства просвещения, причем считает, что ужесточить правила необходимо и для кровных родителей. "Да, я вполне серьезно. Сейчас я как раз представляю интересы младшей дочери Хачатурян (одной из трех сестер, обвиняемых в убийстве отца — прим. РАПСИ). Я считаю, что инициатива правильная: экспертиза или собеседование, исследование, как это ни называй, — это необходимо применять. Наверняка потенциальные приемные родители предоставляют какие-то справки, но этого категорически недостаточно. Как пример, отец сестер Хачатурян проходил лечение в неврологической клинике, принимал сильнодействующие препараты, но при этом не состоял в нарко- или психоневрологических диспансерах, владел оружием и был единственным опекуном и воспитателем дочерей. Отсюда вопрос:наше законодательство работает, даже если оно есть? Нет, не работает. Законы можно совершенствовать как угодно, но что толку, если они не применяются на практике. У нас есть органы опеки, но если допускается эпизод как с Хачатуряном, значит, эти институты просто не работают. Этот вопрос должна рассмотреть Общественная палата и найти выход из этой ситуации", — считает Пакулин. 

Средневековое равнодушие

Его коллега Алексей Михальчик признается, что мнение о ситуации у него сложилось на основании сообщений средств массовой информации. "У меня складывается впечатление, что проблема действительно есть и особенно в регионах, где усыновление большого числа детей происходит с целью получения пособия или использования детского труда. Особое удивление вызывает, когда опеку над детьми получают лица, которые не имеют своего источника дохода или употребляют алкогольные напитки. Такие факты есть, а потом мы узнаем о трагических случаях. Возможно, предложенные министерством меры затруднят путь детишек в семьи, но все же эта инициатива замедлит процесс усыновления и в итоге принесет пользу. Государство должно понимать, в чьи руки дает на попечение ребенка, какими будут материальные и психологические условия его жизни. Приемные родители обязательно должны проходить проверку, но не формальную — о наличии судимости или еще чего, а психологическое тестирование", — сказал Михальчик. Как отметил адвокат, в работе органов опеки чувствуется серьезная брешь, поскольку контроля за условиями жизни усыновленных детей после никакого нет. "Получается, что человек забрал ребенка из детдома, а дальше все — ничего не известно о нем", — сказал Михальчик.

На необходимости реформы, но не только порядка усыновления, но и всей системы опеки, настаивает адвокат Даниил Берман.

"Очень сложно высказываться по таким инициативам за или против, поскольку перед глазами нету конкретных мер, которые будут предложены законодателю, чтобы исправить порядок. На мой взгляд, реформы требуются не только для порядка усыновления, но и для всей системы опеки и попечительства. Из этих органов необходимо исключить людей с формальных подходом к делу. У нас, с одной стороны, чудовищное равнодушие, а с другой —законодательное средневековье. Иногда вполне образованные люди проходят по семь кругов ада, чтобы забрать ребёнка, а в другом случае асоциальные лица исключительно с целью наживы получают права на ребёнка. Поэтому, безусловно, предлагаемые меры необходимо поддержать, но подвергнуть их самому серьёзному анализу. Ведь здоровье и жизнь детей — это будущее страны, и если мы будем и дальше подобным образом относиться к нашему будущему, то через 10-20 лет мы просто перестанем узнавать собственную страну", — заключил Берман.