МОСКВА, 21 ноя — РАПСИ. Доводы за принятие поправок в законодательство о предоставлении подозреваемым и обвиняемым права на беспрепятственные свидания с адвокатом должны возобладать в будущем, заявила Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

«Я не считаю, что имеет место умышленная и целенаправленная политика правоохранительных органов. Необходимо продолжать дискуссию и борьбу аргументов в пользу безусловного и беспрепятственного осуществления полномочий адвокатов в отношении подозреваемых, обвиняемых и подсудимых», — отметила уполномоченный по итогам состоявшихся в Совете Федерации РФ парламентских слушаний по вопросам обеспечения прав человека.

В ходе слушаний заместитель министра юстиции Денис Новак рассказал, что только омбудсмен РФ поддержала предложенные ведомством поправки в законодательство, направленные на усиление конституционных гарантий получения юридической помощи. Правоохранительные органы представили отрицательные отзывы на инициативы Министерства юстиции.

Согласно президентским поправкам в статью 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ было внесено уточнение, согласно которому в случае необходимости получения согласия подозреваемого, обвиняемого на участие адвоката в деле, перед вступлением в уголовное дело адвокату предоставляется свидание по предъявлении удостоверения и ордера, напомнил Новак. Однако правоохранительные органы продолжают настаивать на том, что перед свиданием адвокат как минимум должен уведомить следователя о вступлении в дело, и на практике это приводит к серьезным задержкам с оказанием юридической помощи арестованным, отметил представитель Минюста. Как пояснил Новак, федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» говорит о свидании с защитником, а по нормам УПК адвокат становится защитником при вступлении в уголовное дело. Поэтому до сих пор право на свидание с адвокатом реализуется лишь при участии следователя, а для полноценной реализации президентских поправок в УПК и устранения возникающих в правоприменительной практике противоречий нужны изменения в закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подчеркнул Новак.

Еще одна инициатива Минюста, не нашедшая поддержки у правоохранительной органов, направлена на установление запрета на цензуру письменного общения адвоката с подозреваемым или обвиняемым. Замминистра юстиции уточнил, что законопроект предлагает свободный обмен документами или записками между адвокатом и подзащитным в ходе свидания, и только суд вправе ограничить запрет цензуры в исключительных случаях.