МОСКВА, 18 июн — РАПСИ. Каждый год в России пропадает без вести от 70 до 120 тысяч человек, подавляющее большинство из них — пожилые люди, страдающие деменцией, дети и заблудившиеся грибники. Не удается найти при этом каждого пятого. Как изменить статистику, наладить контакт между ведомствами и волонтерами, а также причем здесь искусственный интеллект, обсудили во вторник в Красногорске участники II Всероссийского форума добровольных поисково-спасательных отрядов (ПСО).

«Каждого пятого (20%) из пропавших не находят. Ключевую роль здесь играет время. Если человека находят в первый день пропажи, то скорей всего, он в целости и сохранности, если в третий день, то вероятность того, что он живой, падает в два раза», — сказал директор Центра поиска пропавших людей Григорий Сергеев.

Девять медленных шагов

Участники форума отметили, что ПСО играют не только важную роль в нахождении пропавших людей, используя отлаженный механизм, но и разгружают спецслужбы, которые благодаря им могут уделять время другим задачам. «Доброволец — это ответ общества на пропадающих людей. Это ресурс государства и семьи пропавшего, то есть мы являемся инструментом для того, чтобы вернуть человека домой. У государства есть стандартно работающая схема: розыском пропавшего человека должна заниматься полиция. Если мы говорим про поиск в природной среде, то  сильную роль здесь играет МЧС и аварийно-спасательные формирования, но призывая их в лес, мы, скорей всего, оголяем какой-то район, в котором они могут спасти больше одной жизни, например, в авариях или катастрофах. А добровольцы — это тот самый ресурс, который может это делать», — сказал Сергеев.

Григорий Сергеев и Светлана Чупшева // Владимир Бурнов, РАПСИ

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Светлана Чупшева, в свою очередь, отмечает позитивные тенденции в сфере развития добровольчества. «Мы разработали стандарт поддержки добровольчества в регионах, который включает в себя девять простых шагов, основанных на лучших практиках страны, — это система мотивации и обучения, информирование и финансовая поддержка, а также ресурсные центры, которые должны стать местом компетенции по образовательным технологиям и по запуску и поддержки тех или иных инициатив, с которыми приходят добровольцы и НКО», — сказала Чупшева, напомнив, что в прошлом году президент дал поручение правительству обеспечить на законодательном уровне системную поддержку добровольческим отрядам.

Однако спикер также выделила несколько проблем, которые сегодня остаются без решения. В частности, до сих пор нет системного механизма, который позволял бы определить местоположение человека по сигналу телефона. «Кроме того, нам до сих пор не удалось выстроить сеть ресурсных центров в регионах, которые бы обеспечивали эффективное взаимодействие с МВД и МЧС. У нас все 85 регионов внедряют этот стандарт, но все девять шагов выполнили только три субъекта, а срок поручения — 1 сентября 2019 года», — добавила Чупшева.

Ведомства и волонтеры в поиске друг друга

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова в своём выступлении сделала акцент на взаимодействии добровольцев и госструктур. «Очень важно, чтобы ведомства и волонтёры нашли друг друга — это главная тема сегодняшнего форума. И чтобы этот поиск был эффективный, нужно держать руку на пульсе и отслеживать реальную картину дел. Если помните, в прошлом году МЧС и СК разработали методические рекомендации, они не носят обязательного характера, но в них есть такой ключ, который поможет уже сейчас открыть двери для добровольцев и отрегулировать взаимодействие», — сказала детский омбудсмен.

Анна Кузнецова // Владимир Бурнов, РАПСИ

По словам Кузнецовой, проблема заключается не только в налаживании взаимодействия волонтёров и органов власти, но и в точной статистике. «У нас в розыск объявлено более пяти тысяч несовершеннолетних, а Следственный комитет провёл около 13 тысяч проверок по факту безвестного исчезновения несовершеннолетних. Цифры в разы различаются, поэтому здесь нужно налаживать даже межведомственное взаимодействие, а не только взаимодействие с волонтёрами», — сказала детский омбудсмен.

Кузнецова также рассказала, что аппарат уполномоченного провёл мониторинг того, как исполнились те алгоритмы, которые были подготовлены к прошлому форуму. В частности, по данным 41 субъекта, с 2016 по 2018 год число волонтерских организаций по поиску пропавших детей увеличилось на 35%, из которых реально принимали участие в розыске 92%. «Отмечается также рост совместных учений поисковых организаций с правоохранительными органами на 55%», — заключила Кузнецова.

Не только найти, но и спасти

Директор департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности министерства здравоохранения РФ Оксана Гусева отметила, что важно не только найти человека, но и оказать ему первую медицинскую помощь. «Первая помощь — это тот инструмент, который помогает спасать десятки тысяч жизней, как на дорогах, так и в лесу. У нас всего восемь состояний — кровообращение, дыхание, отравление, инородные тела, ожоги, обморожение и другие. И есть достаточно простых 11 мероприятий, с которыми можно справиться в любой местности», — сказала Гусева.

Оксана Гусева // Владимир Бурнов / РАПСИ

Спикер особо отметила, что оказание медпомощи не подразумевает каких-то специальных узкопрофильный знаний: спасти человека можно при помощи обычной аптечки или подручных средств. «Самое главное — это спокойная психологическая обстановка оказывающего помощь. Вы должны выполнить то, что вы знаете, если что-то не получается — нестрашно, важно сразу вызвать скорую помощь», — сказала Гусева.

По её словам, обучение по оказанию первой помощи могут проводить не только медицинские учреждения: «Но одно условие — там должны быть специальные тренажёры, на которых учащиеся будут отрабатывать навыки. И требования к преподавателям и инструкторам — они должны пройти курс подготовки по оказанию первой помощи».

Гранты и искусственный интеллект

Президент благотворительного фонда «Система» Анна Янчевская рассказала о последних технологических решениях в сфере поиска пропавших людей в природной среде. «Мы проводили конкурс на лучшие проекты. Одна команда разработала технологию, которая позволяет искать человека на площади 4 квадратных километров в течение двух часов, если он способен к какому-то кооперативному взаимодействию», — сказала Янчевская.

Анна Янчевская // Владимир Бурнов / РАПСИ

По её словам, по итогу конкурса было разработано четыре проекта, которые имеют практическую значимость. Так, команда из Якутии предложила беспилотник, который имеет звуковые и световые маяки и не зависит от погодных условий. Вторая команда придумала сеть маяков, которые передают данные о человеке в случае контакта с ним и имеют возможность с помощью беспилотника сфотографировать его. Третья команда спроектировала беспилотник с искусственным интеллектом. И, наконец, последняя группа предложила комплексное решение, где есть все: маяки, которые сбрасываются сверху, и беспилотник с камерой.

«Мы оказываем грантовое финансирование этим командам, прорабатываем сценарий внедрения и начинаем работать по линии государственных структур. Наша задача — представить эти разработанные технологии, перейдя от экспериментальной стадии к практической», — сказала президент фонда.

В этом году форум посвящён вопросам профилактики, повышения оперативности и эффективности поисково-спасательных работ, а также устранению барьеров при взаимодействии добровольцев и органов власти в сфере поиска пропавших людей.

Мероприятие продлится до 22 июня по инициативе детского омбудсмена, генерального директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов и директора Центра поиска пропавших людей при поддержке правительства Московской области.