МОСКВА, 12 мар — РАПСИ. Уполномоченный при президенте РФ Анна Кузнецова обсудила с исполняющей обязанности специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о детях и вооружённых конфликтах Вирджинией Гамба гуманитарное сотрудничество в интересах детей, сообщает пресс-служба. 

Спецпредставитель ООН предложила детскому омбудсмену объединить усилия по спасению детей из зон вооружённых конфликтов.

«Работу по репатриации своих граждан, эвакуации детей из зон вооружённых конфликтов должно вести каждое государство, выполняя, в том числе, и международные обязательства. Только объединив усилия международных организаций, мы сможем помочь как можно большему числу детей», – сказала Кузнецова, подробно описав представителям делегации ООН существующий алгоритм и положительный опыт по возвращению несовершеннолетних граждан России из тюрем, приютов и лагерей, расположенных на территориях Республики Ирак и Сирийской Арабской Республики.

По словам омбудсмена, эта работа проводится по поручению президента. Основные ее принципы — это прозрачность, соблюдение национального законодательства и всех норм международного права. Самой процедуре репатриации несовершеннолетних предшествует огромная и кропотливая работа многих профильных ведомств по выявлению этих детей, забору материалов для проведения ДНК-экспертизы и идентификации личности, оформлению всех необходимых документов, сказала уполномоченный.

Кроме того, подчеркнула Кузнецова, аппарат внимательно следит за тем, как ведётся реабилитационная работа на местах после возвращения детей на родину: с ними и их родственниками работают психологи, реализуются различные программы реабилитации и социализации, оказывается помощь в получении образования и медицинской помощи. Все репатриированные дети устроены под опеку и проживают в семьях близких родственников, ни один ребёнок не попал в детский дом. И как результат, некоторые дети уже участвуют в различных творческих конкурсах и олимпиадах, сообщает пресс-служба.

По данным омбудсмена, из Ирака уже вывезены все российские дети, однако в тюрьме Багдада остаются ещё 560 детей – граждан других государств. Они находятся в тяжёлых условиях, по достижении определённого возраста они, скорее всего, будут навсегда разлучены со своими матерями и их дальнейшая судьба непонятна. Также детский омбудсмен рассказала о различных случаях нарушения прав детей в лагерях беженцев на севере Сирии, в том числе права на жизнь.

По информации же Вирджинии Гамба, в этих лагерях находятся более 30 тысяч иракских и более 37 тысяч сирийских детей. Из 66 тысяч человек в лагере Аль-Холь 66% – это несовершеннолетние, более 10 тысяч женщин с маленькими детьми из 60 стран мира, большинство из которых являются гражданами Таджикистана, Турции, Казахстана, России, Китая, Морокко, Сирии и Ирака. Кроме того, в лагере Аль-Холь около 7 тысяч детей находятся без родителей и законных представителей, за последние три месяца многие семьи убежали из лагеря, и нет никакой информации о судьбах и местонахождении детей, говорится в сообщении пресс-службы.

Гамба заявила о готовности со стороны ООН содействовать распространению опыта России по репатриации российских детей из лагерей на севере Сирии, однако, к сожалению, ООН слабо представлена в этом регионе, и единственным проводником её интересов является Международный Красный крест.

«В этой связи спецпредставитель ООН предложила сотрудничество и пригласила Кузнецову вступить в Глобальную коалицию по реинтеграции детей из зон вооружённых конфликтов, совместно выработать единые стандарты и однообразную процедуру по вызволению этих детей, и не важно, где они находятся – в Колумбии или в Сирии, независимо от того, какой они национальности и гражданами каких стран являются», — рассказали в пресс-службе омбудсмена.

Глобальная коалиция по реинтеграции была создана в ООН в сентябре 2018 года. Главная цель организации — разработать новые подходы для возвращения детей, пострадавших от военных конфликтов, к нормальной жизни, в том числе бывших детей-солдат, рекрутированных террористическими организациями.

«Предложение о выработке единообразного подхода, созвучны с выводами, которые сделали мы с коллегами в ходе реализации этой работы. Учитывая российский опыт, можно рассмотреть возможность создания специальной группы по экспертизе состояния и положения детей на этих территориях. Так как к нам неоднократно обращаются и официальные представители, и граждане других государств, которые не имеют инструментов и возможности вернуть своих детей, то необходимо максимально использовать потенциал совместной работы. Понимая всю непростую политическую ситуацию, сложность проведения переговоров и отсутствие реальных рычагов влияния на обстановку, вижу именно в объединении сил возможность разрешения этой проблемы в глобальном масштабе. Наши совместные усилия позволят большему числу детей вернуться на родину и сделать так, чтобы детских улыбок стало больше», — сказала Кузнецова, подчеркнув, что работа по возвращению российских детей будет продолжена до тех пор, пока все они не будут спасены.