В связи с объявленной в мире пандемией COVID-19 перед российскими компаниями стоит вопрос о переводе сотрудников на удаленную работу. Общественный омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, генеральный директор Центра Охраны Труда «НСС Консалт» Дмитрий Порочкин рассказал РАПСИ, как сделать это в рамках правового поля. 

Каждую среду в рамках совместного спецпроекта РАПСИ и Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова «Бизнес-среды» специалисты и эксперты аппарата на примере реальных кейсов рассказывают о законодательных тонкостях и проблемах, с которыми сталкиваются бизнесмены, а также отвечают на вопросы читателей по интересующим их темам.


На данный момент в России выявлено более ста случаев заболевания коронавирусом. Субъекты вводят ограничения на проведения массовых мероприятий и переводят школы и вузы на дистанционный формат обучения. По мнению эксперта, работодателям необходимо «разрабатывать план «Б» и также переводить сотрудников на дистанционную работу.

Перевод на удаленную работу регулируется Трудовым кодексом РФ (глава 49.1). Процесс оформления происходит быстро и без рисков для работодателя в том случае, если работник сам инициирует переход на такой режим. Для этого работодателю нужно получить от сотрудника соответствующее заявление.

«Для оформления перехода на дистанционную работу работодатель и работник, помимо подписания приказа, должны внести изменения в трудовой договор и оформить дополнительное соглашение. Мы рекомендуем отразить в таком соглашении ряд моментов», — отмечает Порочкин.

Во-первых, по его словам, стоит отразить, что условия трудового договора меняются исключительно в связи с угрозой распространения в России коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в целях защиты здоровья работника и других сотрудников с обязательным указанием срока на который предпринимаются данные меры и действия.

Во-вторых, важно отметить, что работник отныне будет выполнять работу дистанционно, то есть вне места нахождения работодателя, можно также прописать населенный пункт, в котором проживает работник.

«В-третьих, если режим работы будет отличаться от указанного в трудовом договоре – это важно зафиксировать. Если работодатель сочтет это необходимым, следует описать требования к работнику, позволяющие работодателю контролировать его действия, например, обязанность работника находиться на связи, получать и отвечать на письма, присылать отчеты и подтверждать расходы в определенные сроки и в установленное время», — поясняет эксперт.

Кроме того, омбудсмен отмечает, что важно обязательно прописать, что в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель исполняет только те обязанности, которые предусмотрены Трудовым кодексом (абзацами 17, 20 и 21 части 2 статьи 212), а также осуществляет ознакомление работника с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем.

«Обязательно нужно провести внеплановый инструктаж по темам: «Рекомендации гражданам: профилактика коронавируса» в соответствии с Информацией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 января 2020 года и «Порядок безопасного выполнения работы в дистанционном режиме», — говорит Порочкин.

Дмитрий Порочкин // РАПСИ

По его словам, также важно обозначить условия обмена информацией и документацией между работником и работодателем. В частности, зафиксировать особые требования работодателя к предоставлению документов в бумажном виде, например, указать, какие средства связи работник и работодатель будут использовать для обмена информацией и документацией.

«Если работодатель предоставляет работнику оборудование, то порядок использования и сроки обеспечения имуществом и программными средствами также необходимо отразить в дополнительном соглашении. Если работодатель не предоставляет дистанционному работнику оборудование, то нужно описать условия компенсации работнику использование личного имущества для выполнения должностных обязанностей», — подчёркивает представитель бизнес-омбудсмена. 

Порочкин также отмечает, что если работодатель принимает решение остановить работу предприятия в целом — это нужно зафиксировать приказом, в котором следует прописать, что работников, производственная деятельность и должностные обязанности которых не допускают выполнение работы в дистанционном режиме, перевести на режим вынужденного простоя (сроком не более одного месяца) в соответствии с ТК РФ (часть 2 статьи 72.2). «Время простоя в соответствии с частью 2 статьи 157 ТК РФ оплачивать в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада рассчитанных пропорционально времени простоя», — заключил эксперт.