МОСКВА, 11 сен  — РАПСИ. На утреннем брифинге из ситуационного центра Общественной палаты (ОП) РФ эксперты рассказали о том, как проходит общественное наблюдение за процессом волеизъявления граждан.

Одной из ключевых тем стало обеспечение санитарно-эпидемиологических требований на избирательных участках.

«Наши наблюдатели на участках отслеживают все тонкости, связанные с избирательным процессом. С самого начала они оценивают меры, которые приняты на участках по защите здоровья граждан», — сказал председатель Координационного совета ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.

Он напомнил, что наблюдатели действуют в соответствии с «золотым стандартом», разработанным ОП РФ. По словам Григорьева, при входе на избирательные участки проводится дезинфекция рук, выдаются средства индивидуальной защиты (маски и перчатки), проводится замер температуры, соблюдается санитарная дистанция и осуществляется разведение потоков входящих и выходящих избирателей. Обеспечены средствами защиты и сами наблюдатели, подчеркнул он.

Международным опытом досрочного и дистанционного голосования на выборах поделилась Мария Бутина, член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ. Общественница рассказала, что практика многодневного голосования распространена во многих странах, например, в США ее популярность растет с каждым годом.

«Все меньше людей приходит на участки в день голосования, предпочитая отдавать свои голоса по почте и до дня выборов. Так, на предстоящих выборах президента США более 50% американцев планируют проголосовать заранее и только 33% считают, что голосовать надо непосредственно в день выборов. Кроме того, в связи с распространением коронавирусной инфекции в Америке есть официальные рекомендации использовать для голосования мобильные объекты, в том числе багажники автомобилей и палатки для голосования на свежем воздухе.

С 2005 по 2018 год количество американцев, предпочитающих голосовать в единый день, снизилось с 80 до 60 процентов», — говорит она.

В то же время, по словам Бутиной, в социальных сетях, например в Twitter, появляются опросы, пытающиеся доказать низкий спрос на систему многодневного голосования и ее недостаточную поддержку.

«Основная целевая аудитория, на которую ориентировано многодневное голосование, — это люди, которые не могут себе позволить сидеть в Twitter, которые вынуждены работать, в том числе и в выходной день в магазинах, в сфере услуг. Это люди, которые ухаживают за родственниками, молодые мамы с детьми. Как показывает мировой опыт, именно эти категории граждан больше всего заинтересованы в многодневном голосовании», — пояснила Бутина.