МОСКВА, 7 окт  — РАПСИ. Тренинги и практики в образовательных учреждениях должны быть посвящены приобретению навыков преодоления в себе агрессивности, управлению конфликтами, выработки мотивации на предотвращение конфликта, считает член Комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Общественной палаты (ОП) РФ Георгий Костюк.

Ранее уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова сообщила о дефиците психологов в российских школах.

По словам омбудсмена, из-за отсутствия специалистов почти 100 % школьников подвергаются травле. При этом просто увеличить штат сотрудников школ не представляется возможным: для начала нужно полностью поменять процесс подготовки школьных психологов, а также поднять им зарплаты.

«К сожалению, на сегодняшний день, чтобы разобраться с проблемой буллинга в школах, опираться действительно можно только на психолога. Но было бы неправильно возлагать на них всю ответственность за травлю. Нужно также рассматривать это явление в контексте потоков информации СМИ и массовой культуры. Когда в детском возрасте на мозг обрушивается огромное количество сцен насилия и жестокости, оно не может не навредить тем, кто попадает под этот поток. Надо понимать: мы находимся в парадигме приоритета индивидуального над коллективным, свобод над обязанностями, поэтому, к сожалению, текущая ситуация объективна, но она складывается из многих составляющих, и поэтому возлагать всю ответственность на психолога ошибочно»,- сказал Костюк .

Общественник отметил, что сейчас широко обсуждается вопрос необходимости увеличения числа часов преподавания психологии в школе. 

«Я считаю, это направление тупиковое — оно будет поглощать ресурсы, но не даст результаты. Это все равно что учить в теории физкультуру или производственные процессы. Даже в самых теоретизированных дисциплинах должны быть практикумы. В области психологии отношений эти часы должны по максимуму быть отведены под тренинги и практики. Тренинги должны быть посвящены приобретению навыков преодоления в себе агрессивности, управлению конфликтами, выработки мотивации на предотвращение конфликта, а не на его эскалацию. Если мы сможем в детском и подростковом возрасте привить детям эти навыки — у них исчезнет внутренняя мотивация подвергать своих одноклассников и товарищей психологической травле и моральным издевательствам, которые нередко переходят в физическую плоскость»,- сказал Костюк.

Член ОП выразил надежду, что именно в этом направлении будет развиваться служба психологической поддержки образовательных учреждений — особенно школ.