МОСКВА, 22 янв - РАПСИ. Заявления отдельных юристов на тему борьбы за право на свободу митингов и собраний являются опасной  провокацией, поскольку звучат в период пандемии, отмечает член Общественной палаты Артём Кирьянов.   

«Вызывают возмущение и негодование призывы отдельных гиперактивных вроде как юристов к борьбе за конституционное право на свободу митингов и шествий, что, по их мнению, должно выражаться в пренебрежении существующим нормативно закрепленным порядкам их проведения. Подобные заявления, особенно в период пандемии, можно расценить как опасную провокацию или даже намеренные действия, угрожающие не только общественному спокойствию, но и здоровью людей. Хочется сказать: «Имейте совесть, проявите уважение и внимание к окружающим», - пишет Кирьянов. 

Он напоминает, что правовое регулирование на государственном уровне правил проведения митингов и шествий «не является придумкой российских законодателей». 

«Подобные нормативные акты стали появляться в США, странах Европы и Азии уже с конца 30-х голов прошлого века. Их цель - обеспечение общественного порядка, защита прав и интересов лиц, не вовлечённых в массовую акцию, но находящихся рядом. Все они предполагают заблаговременное (вплоть до 45 дней, как в Лос-Анджелесе) уведомление органов власти и силовых структур (иногда - даже отдельно коммунальных служб, пожарных) о планируемой акции, ее целях, дабы они не противоречили действующему законодательству и не создавали угрозы окружающим, количестве участников, организаторах, продолжительности и т.д. Это позволяет оценить необходимые ресурсы для поддержания правопорядка, спокойствия и соблюдения заявленных целей акции. Кроме того, позволяет избежать возможного конфликта интересов и проблем, связанных, например, с планируемыми в эту же дату иными мероприятиями или коммунальными работами на территории», - рассказывает Кирьянов. 

Эксперт отмечает, что, например, законодательство ФРГ предусматривает возможность проведения стихийных публичных акций, но без баннеров, плакатов и всего, что позволило бы утверждать об их предварительной подготовке. «В противном случае следует строгая, вплоть до уголовной, ответственность. Юридическая практика знает также примеры более жестких требований, когда основанием для разрешения или отказа в проведении акции служит предшествующий опыт организаторов или их перспективные планы на проведение подобных акций», - поясняет Кирьянов.