МОСКВА, 13 июл — РАПСИ. Вопросом регулирования цифровых и рекомендательных сервисов на сегодняшний день озаботились власти многих стран, сообщил председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.

По его словам, в ЕС в проекте закона «О цифровых сервисах» в статье 29 регламентировано, что крупные онлайн-платформы, которые используют рекомендательные сервисы обязаны ясно в доступной и понятной для пользователя форме информировать их об основных принципах работы рекомендательных сервисов.

«В качестве еще одного примера можно привести соглашение между Еврокомиссией, Booking.com и Xperia Group, которое было заключено в 2020 году. Соглашение заключено для приведения в соответствие с законодательством о защите прав потребителей рекомендательных сервисов по размещению предложений по проживанию. В рамках этого соглашения площадки должны более точно отображать информацию о том, как данные предложения продвигаются, как платежи от поставщиков жилья повлияли на рейтинг и общую стоимость таких услуг. Если мы говорим про поисковые системы, то Google, Amazon и другие интернет-компании должны открыто декларировать то, как они ранжируют результаты поиска на своих сайтах», - отметил Журавлев.

Он также напомнил, что Еврокомиссия опубликовала новое руководство для интернет-компании, которое устанавливает стандарты прозрачности алгоритмического ранжирования. 

«Если на сайте используются алгоритмы ранжирования или есть поиск, то теперь запрещено скрывать от властей и общества два факта: какие факторы используют алгоритмы ранжирования и какие позиции оплачены. Такое регулирование вводится, потому что потребитель услуги или контента имеет право знать, как работают эти механизмы и когда они задействованы. Это очень важно, так как потребитель на основе рекомендаций принимает решение о просмотрах контента, о покупках тех или иных товаров или услуг», - пояснил Журавлев. По его мнению, на сегодняшний день с учетом того, что поддерживает Госдума и СФ, в России необходимо также выработать правила по рекомендательным сервисам, которые бы учли интересы всех участников процесса.

«Эти правила, в том числе должны предполагать возможность отключения рекомендательных сервисов, если пользователь это захочет. Кроме того, если это технически нереализуемо в продукте, то необходимо ставить специальные маркировки, а также понятным и доступным языком предупреждать пользователей о том, что сервис использует подобные алгоритмы и принципы их работы. На мой взгляд, это шаг в сторону обеспечения прозрачности работы платформ для пользователей», - заключил Журавлев.