МОСКВА, 24 авг — РАПСИ. Основной площадкой для самореализации ребят самых разных возрастов служит система дополнительного образования, которая в последние годы очень активно развивается в России, считает председатель Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.

Эксперт в преддверии форума «Сообщество» рассказала в эксклюзивном интервью РАПСИ о проектах, которые помогают молодым россиянам в самореализации.

С какой ступени образования у россиянина появляются возможности для самореализации? Есть ли исследования, с какого возраста ребёнок задумывается о самореализации?

Россия – действительно, страна возможностей. И это не только название одноименной платформы, которая создана по инициативе президента России Владимира Путина и направлена на развитие системы социальных лифтов, которые позволяют самореализоваться россиянам в практически любом возрасте. Это кредо, под которым в нашей стране с каждым годом создается все больше возможностей для проявления и развития своих талантов в самых разных сферах: профессиональной деятельности, науке и технологиях, творчестве, управлении и бизнесе, общественной работе, волонтерстве и пр. С самого юного возраста у российских школьников появляются разные возможности для самореализации, но если говорить о системной работе с учащимися, то найти для себя интересные проекты на платформе «Россия – страна возможностей» ребята могут уже начиная с 5-7 класса. Например, первая в стране командная инженерная олимпиада – Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior, которая с 2021 года, объявленного Годом науки и технологий, будет проводиться под новым брендом «Национальная технологическая олимпиада». Это масштабные технологические игры для школьников по широкому спектру современных технологий. Уже с 5 класса участники этих соревнований пробуют свои силы в создании и программировании роботов, сборке и управлении беспилотниками, разработке космических технологий и так далее, а победители трека для 8-11 классов могут получить существенные бонусы при поступлении в лучшие технологические вузы страны и приглашения на стажировку от ведущих компаний. Если говорить о возрасте, с которого дети задумываются о самореализации, то, конечно, это всегда очень индивидуально. По оценкам экспертов, уже с трехлетнего возраста ребенок начинает осознавать свои желания и выражать их – выбирать игры, куда идти, во что быть одетым и так далее. Это очень сложный период, когда происходит основная закладка и развитие различных жизненных аспектов. Основной площадкой для самореализации ребят самых разных возрастов служит система дополнительного образования, которая в последние годы очень активно развивается в России как в традиционных очных форматах, так и онлайн, что позволяет попробовать себя в самых разных сферах вне зависимости от места проживания. Все эти возможности позволяют детям осознать и раскрыть свои таланты и дальше осознанно выбрать траекторию развития. Действительно, для гармоничного развития самореализации дошкольников важно поддерживать их стремление пробовать новое, искать интересное, но при этом родителям необходимо сохранять баланс и давать ребенку достаточно времени на отдых, на настоящее детство.

Расскажите о возможностях для самореализации в системе российского образования. Есть ли какие-нибудь наиболее интересные федеральные, региональные программы и проекты?

Помимо президентской платформы «Россия – страна возможностей», которая является сегодня, пожалуй, самым мощным социальным лифтом – не только в сфере образования, в России активно развивается образовательный центр «Сириус», также созданный по инициативе Владимира Путина. Его программы призваны охватить максимальное количество одаренных российских школьников и педагогов, создать систему самореализации для талантливых молодых россиян, условия для реализации интеллектуального и личностного потенциала. За пять лет выпускниками центра «Сириус» стали более 40 тысяч школьников из всех субъектов страны, и его деятельность постоянно расширяется. По отработанной в «Сириусе» модели работы с талантливыми детьми многие субъекты Российской Федерации развивают собственные центры. Подписаны соглашения с почти 60 субъектами, в 34 регионах уже открыты программы, а к 2022 году планируется, что региональные «Сириусы» появятся во всех субъектах. Основная цель и функция «Сириуса» в этом партнерстве – помогать методически, передавать лучшие программы и практики, обучать педагогов.

Один из таких региональных центров по модели «Сириуса» создан в Республике Мордовия – это Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Мира». Ключевые направления работы центра отвечают Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Площадка обеспечивает доступ молодежи республики к новым образовательным программам, информационной образовательной среде «Сириуса», а также организовать дополнительное обучение управленческих и педагогических кадров для работы с одаренными детьми. В целом стоит отметить, что в Республике Мордовия ведется комплексная и эффективная работа, реализуется целый ряд программ и инициатив, направленных на раскрытие и развитие талантов детей, вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность, интеллектуальные, творческие и спортивные конкурсы. С 2010 года функционирует Республиканский лицей для одаренных детей, в рамках реализации Национального проекта «Образование» открыты детский технопарк «Кванторитум 13» и мобильный технопарк как площадка для проектной деятельности школьников в сфере IT, робототехники и инжиниринга. Также в Республике Мордовия функционируют шесть Центров молодежного инновационного творчества, в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Нацпроекта «Образование» в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва в 2019 году открыт «Дом научной коллаборации им. академика Е.М. Дианова».

Успешная учеба и развитие в других направлениях невозможно без обеспечения безопасности в учебных заведениях. Как вы оцениваете уровень безопасности для детей и подростков в детсадах, школах, вузах. Есть ли проблемные регионы?

Конечно, все мы помним ужасную трагедию, произошедшую 11 мая 2021 года в Республике Татарстан. Ни для кого не секрет, что проблема со школьной охраной существует повсеместно, вне зависимости от региона, часто функцию защиты наших детей брали на себя совершенно не готовые к этому люди. Основная причина тому – отсутствие единых, обязательных, установленных на федеральном уровне норм и требований к организации безопасности в образовательных учреждениях. Да, система обеспечения безопасности в школах была выстроена, но многое отдавалось на решение местных властей, самих учреждений. Чтобы держать эту сферу под постоянным контролем, по поручению Путина ведется разработка единого подхода к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций. Когда этот документ будет вынесен на общественные обсуждения, комиссия Общественной палаты РФ по образованию обязательно инициирует слушания по данной теме с привлечением широкого круга экспертов, родителей, педагогов, представителей общественности. Мы должны постоянно помнить: нет задачи более важной, чем безопасность детей.

Другая, не менее актуальная тема – эпидемиологическая безопасность в учреждениях образования. Министр просвещения России Сергей Кравцов заверил, что 1 сентября новый учебный год в школах начнется в очном формате. Это, безусловно, хорошая новость, во всех регионах, по его словам, уже отработаны меры по защите здоровья учащихся и педагогов. Тем не менее каждому из нас в отдельности и всей системе образования в целом важно сохранять бдительность, уделять особое внимание здоровью и выполнять все требования, установленные Роспотребнадзором, чтобы предотвратить массовые заболевания.