С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 сен - РАПСИ. Никакие варианты партийных систем не могут быть образцами для копирования, а формирование партийно-политического спектра каждой страны главным образом зависит от текущего состояния гражданского общества, считает глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин.

"У нас в России, испытывающей в последние два десятилетия беспрецедентные трансформации всех сфер общественной жизни, еще очень мал исторический опыт демократической партийной политики, коллективные цели и интересы граждан недостаточно структурированы, а массовое правосознание далеко не готово к последовательному и органичному применению в политике правовых процедур", - говорится в докладе Зорькина к конференции "Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности".

По словам главы КС, Россия должна, внимательно изучая партийный опыт, накопленный в мире, искать, уточнять такую партийно-политическую модель, которая наиболее адекватно обеспечивает возможности демократического волеизъявления граждан России.

"То есть, одновременно учитывает и исторический, политический, социокультурный, этнорелигиозный опыт нашей страны, и состояние и структуру гражданского общества, и активность разнообразных неформальных институтов, и беспрецедентную динамику тех социальных, экономических, гражданских перемен, которые происходят в государстве и обществе в - пока что исторически очень короткую - постсоветскую эпоху", - сказал Зорькин.

Клава КС отметил, что одно из направлений концептуальной критики российского законодательства о партиях опирается на европейскую норму, по которой закон должен допускать множество политических партий, представляющих интересы различных слоев населения. Очевидно, что такая норма предполагает адекватную интерпретацию определений "множество политических партий" и "различные слои населения", считает он.

По его словам, отрешившись от прошлой советской однопартийности, Россия очень резко расширила рамки возможного в части норм регистрации и функционирования политических партий. Негативный опыт побудил российского законодателя последовательно ужесточать рамки партийного строительства. Накопленный новый опыт показал, что планка минимального состава партии в 50 тысяч человек и требования к достаточно высокой численности региональных организаций чрезмерны с точки зрения полноценной реализации политических прав граждан на представительство их ценностей и интересов.

"Сейчас законодатель установил планку минимальной численности партий на уровне 500 членов, что в условиях России фактически означает заявительный порядок партийной регистрации. К настоящему времени в стране уже зарегистрировано около 40 партий, и еще сотни заявок новых партий готовятся к подаче на регистрацию или находятся на стадии рассмотрения", - говорится в докладе.

"В данной связи нельзя не задаться вопросами: не приведет ли такая множественность партий к дезориентации избирателей, то есть к фактическим препятствиям для полноценной реализации их избирательных прав? И как избежать превращения малых партий в группы лоббирования кланово-корпоративных интересов по той модели, негативные последствия которой мы видели в середине 90-х годов?", - отмечает глава КС.