МОСКВА, 23 окт - РАПСИ, Анна Шубина. Большая часть пострадавших при захвате заложников в Театральном центре на Дубровке получила компенсации за нарушения при штурме здания, которые им присудил Европейский суд по правам человека, сообщил РАПСИ адвокат Игорь Трунов, также представлявший интересы потерпевших.

Теракт произошел в октябре 2002 года. В здание, где шел популярный мюзикл "Норд-Ост", ворвалась вооруженная группа из 40 бандитов и взяла в заложники 912 человек, в том числе женщин и детей. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников.

ЕСПЧ 20 декабря 2011 года признал, что российские силовики допустили нарушения в ходе штурма, однако само решение о штурме не нарушало права заложников. Всего в пользу пострадавших, по решению суда, Россия должна выплатить около 1,3 миллиона евро.

"В настоящее время 60-70% потерпевших уже получили компенсации", - сказал Трунов.

Адвокат отметил, что выплата компенсаций на некоторое время была приостановлена из-за отпуска чиновника, который отвечал за выдачу денег, но уже возобновилась. Кроме того, Европейский суд неправильно указал личные данные некоторых людей, и теперь им придется через суд доказывать, что в решении упомянуты именно они.

Решение исполнено не полностью

Защита также добивается возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц, допустивших нарушения при штурме. По словам Трунова, это необходимо сделать для исполнения второй части решения Страсбургского суда, которое считается обязательным для России.

Адвокат просил возбудить уголовное дело по фактам сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, причинения смерти по неосторожности, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью по неосторожности, халатности должностных лиц, которые отвечали за организацию первой помощи пострадавшим, их транспортировку в стационары, а также за общую координацию действий по спасению людей.

Трунов пояснил, что ЕСПЧ рассылает тексты решений только на английском языке. "Я предоставил подлинник решения, однако простой русский следователь ничего в нем не понял и не стал утруждать себя, запрашивая в Минюсте официальный перевод", - сказал адвокат. В результате в возбуждении дела было отказано, что, по мнению защиты потерпевших, незаконно.

Из ответа Следственного комитета следует, что 31 декабря 2002 года уже было отказано в возбуждении уголовного дела по аналогичному заявлению оппозиционного политика Бориса Немцова, в связи с "отсутствием в действиях должностных лиц, ответственных за организацию оказания медицинской помощи лицам из числа бывших заложников, захваченных в ДК АО "Московский подшипник", составов преступлений", и что оснований для отмены этого постановления нет.

Обращение к российскому суду и европейским министрам

Лефортовский суд Москвы 25 октября продолжит рассмотрение жалобы на эти действия следователя. Адвокат просит признать действия (бездействия) следователя по особо важным делам первого следственного отдела ГСУ СК России по Москве незаконными и необоснованными - в части нерассмотрения заявления о возбуждении уголовного дела.

Одновременно защита родственников погибших направила жалобу в комитет министров Совета Европы в связи с тем, что решение ЕСПЧ не исполняется. Этот орган собирается раз в год на уровне глав МИД и, в том числе, контролирует исполнение решений ЕСПЧ.

Трунов пояснил, что пока не форсирует рассмотрение этой жалобы, ведь повод для нее был вызван "самодеятельностью" следователя. "Если Лефортовский суд признает его действия законными и откажет нам, то мы отошлем в комитет министров все эти документы, и Совет Европы в связи с неисполнением решения Страсбургского суда будет обязан применить санкции", - пояснил адвокат.

Решение Страсбургского суда

Еще в 2003 году потерпевшие по делу подали жалобу в ЕСПЧ. В 2007 она была признана приемлемой по статье 2 (право на жизнь) и по статье 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о защите прав человека. В жалобе заявители обвиняли российские власти в необоснованном применении силы, неоказании заложникам своевременной медицинской помощи и недостаточно эффективном расследовании теракта.

В опубликованном 20 декабря 2011 года решении ЕСПЧ согласился с претензиями заявителей к качеству планирования и проведения спасательной операции, а также к эффективности расследования теракта. В то же время суд не нашел нарушений прав человека в решении властей применить силу для освобождения заложников и использовать в ходе штурма спецсредства. Кроме того, суд не счел необходимым выносить отдельное решение по другим жалобам заявителей, ссылавшихся также на статью 3 конвенции.

В связи с этим суд взыскал с России в пользу 64 истцов в общей сложности около 1,24 миллиона евро - от 9 тысяч до 66 тысяч евро каждому. Кроме того, ЕСПЧ обязал Россию возместить заявителям судебные издержки на общую сумму около 30 тысяч евро и оплатить двум из них транспортные расходы - по 2 тысячи евро каждому.

"Первые шаги"

В феврале 2010 года Конституционный суд России принял решение, согласно которому решения, вынесенные ЕСПЧ по гражданским делам, являются основанием для пересмотра решений российских судов. По словам Трунова, теперь его доверители подадут к московским властям новые иски о взыскании компенсаций.

Трунов напомнил, что в российских судах было проиграно 83 гражданских дела, в которых заявители требовали возмещения морального ущерба. Суды взыскивали только материальную компенсацию и исключительно в пользу тех истцов, у которых в теракте погибли кормильцы.

Адвокат уточнил, что решение ЕСПЧ также позволит возобновить расследование теракта, так как все решения об отказе в возбуждении уголовных дел подлежат отмене.

Кто виноват и еще не наказан

Уголовное дело в связи с захватом заложников было возбуждено 23 октября 2002 года по части 3 статьи 30, части 3 статьи 205 и части 3 статьи 206 УК России (покушение на терроризм и захват заложников). В рамках расследования обвинения в организации теракта заочно были предъявлены, в частности, Шамилю Басаеву, Зелимхану Яндарбиеву и Ахмеду Закаеву.

В июне 2003 года прокуратура Москвы прекратила, в соответствии с УПК, дела в отношении захватчиков в связи с их смертью - все они были уничтожены во время операции по освобождению заложников. Весь объем следственных действий по допросу потерпевших, их представителей и свидетелей был, по информации ведомства, выполнен. При этом в прокуратуре отметили, что расследование по этому делу будет продолжено в целях установления организаторов, пособников и других соучастников преступления и привлечения их к уголовной ответственности.

В апреле 2004 года Мосгорсуд приговорил к наказанию от 15 до 22 лет лишения свободы братьев Алихана и Ахъяда Межиевых, а также Аслана Мурдалова и Ханпашу Собралиева. Их признали виновными в подрыве автомобиля у "Макдональдса" на юго-западе Москвы, а также в пособничестве терроризму и захвате заложников в "Норд-Осте". В пособничестве при захвате заложников был признан виновным также Асланбек Хасханов. В июле 2006 года Мосгорсуд приговорил его к 22 годам лишения свободы.

В июне 2007 года неоднократно продлевавшееся следствие по уголовному делу, возбужденному 23 октября 2002 года прокуратурой Москвы по факту захвата заложников в Театральном центре на Дубровке, было приостановлено в связи с неустановлением местонахождения Закаева и других лиц, которые подлежали привлечению к уголовной ответственности и розыск которых был поручен управлению уголовного розыска ГУВД Москвы.