МОСКВА, 17 фев — РАПСИ. Участники XIV международной конференции «Ковалевские чтения», которая традиционно объединяет специалистов по уголовному праву из России и зарубежных государств, обсудили в Ельцин-Центре нравственные основы уголовной ответственности.

Мероприятие проводит Уральский государственный юридический университет (УрГЮУ) при поддержке Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ. Стратегический партнер — Адвокатское бюро «Пучков и партнеры».

Эта конференция, как и все предшествовавшие, посвящена памяти выдающегося русского ученого Митрофана Ивановича Ковалёва — основателя уральской уголовно-правовой школы. В Ельцин-центре собрались более 200 специалистов по уголовному праву — представители органов власти и научного сообщества, юристы-практики, адвокаты из России и многих зарубежных государств.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко на конференции подчеркнул важность подобных мероприятий для российской адвокатуры, сообщили в пресс-службе адвокатской палаты. «Отрадно осознавать, что уровень конференции год от года поднимается, и она становится все более значимой. Такого рода мероприятия — лучшая память о человеке, оставившем заметный след в науке. Российская адвокатура решила внести посильный вклад в это событие: мы проведем в рамках конференции очень значимое для нашей корпорации мероприятие – заседание Совета Федеральной палаты адвокатов. Приятно сознавать, что связь между российской наукой и адвокатурой дает такой эффект», — сказал он.

Заведующий кафедрой уголовного права УрГЮУ Иван Козаченко выступил с основным докладом о нравственных основах уголовной ответственности. По его мнению, подход, согласно которому уголовная ответственность ассоциируется только с преступлением, уже исчерпал себя. Он считает, что акцент теперь должен смещаться на причины преступления, потому что назначение наказания — это решение проблемы, возникшей задолго до совершения преступления. «Мой первый постулат — необходимо сочетать уголовную ответственность с причинами того или иного факта, — сказал Козаченко. — И поскольку уголовная ответственность обладает различной степенью строгости, нужно назначать такое наказание, которое соответствует стоящим перед ним задачам. Уголовная ответственность обладает определенным позитивным потенциалом, и наша цель — наполнить его конкретным содержанием».

По мнению первого вице-президента ФПА РФ Евгения Семеняко, «мы не можем утверждать, что у нас одинаковые представления о моральных ценностях, такой идеал недостижим, но всех нас объединяют определенные базовые принципы». «Они должны быть отражены как в уголовной политике, так и в деятельности государственных институтов, начиная с законодателей и заканчивая учреждениями исполнения наказаний. Этими принципами и должно определяться уголовно-правовое регулирование — нельзя слепо следовать за сиюминутным общественным мнением», — считает эксперт.

Семеняко привел конкретный пример: если провести общественный опрос относительно возможности применения смертной казни, то большинство населения, исходя из интересов собственной безопасности, скорее всего, выскажется за сохранение такой меры наказания. Тем не менее законодателю следует руководствоваться одним из общих принципов уголовного права — принципом гуманизма, диктующим обратное.

Заместитель прокурора Манилы Бенджамин Самсон (Филиппины) рассказал, что прибыл на эту конференцию с целью обсудить с коллегами меры, с помощью которых можно противостоять угрозе наркотрафика, поскольку в настоящее время на Филиппинах проводится антинаркотическая кампания. Адвокат Адвокатского бюро «Derra Meyer and Partners» Андреас Диппе (Германия) приезжает на «Ковалёвские чтения» уже в третий раз, поскольку «эта конференция дает уникальную возможность проанализировать не только научные вопросы, но и прикладные». Это очень важно для него как для адвоката, занимающегося вопросами передачи осужденных для отбывания наказания из России в Германию и из Германии в Россию.

Судья Ставропольского краевого суда Валерий Блинников посвятил свое выступление соотношению нравственности и уголовного закона. Он заметил, что «нравственность и уголовно-правовое регулирование неразрывно связаны между собой, однако однозначно определить их соотношение невозможно, поскольку нравственность по определению носит индивидуальный характер». «Почему некоторые ситуации, связанные с привлечением к уголовной ответственности, встречают негативную оценку в обществе? Потому что нравственные условия разных социальных групп различаются, а уголовно-правовое регулирование не может учитывать этот фактор», — заметил ставропольский судья.