МОСКВА, 18 окт – РАПСИ. Третейские суды в России в период с 2002 по 2016 годы рассматривали не более 1,1% гражданско-правовых споров, такие данные привел исполнительный сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП БПК) Андрей Назаров на заседании, посвященном реформе негосударственных судов.

На экспертной площадке ЦОП БПК накануне состоялось обсуждение реформы третейских судов, которая призвана снизить нагрузку на государственную систему правосудия и разрешить осуществление деятельности только заслуживающим доверия арбитражам.

Назаров отметил, что в ряде стран Западной Европы доля дел, рассматриваемых третейскими судами, доходит до 75-80%, а в некоторых странах и вовсе отсутствует система государственных арбитражей.  

В 2015 году был принят Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Согласно его положениям, постоянно действующие арбитражные учреждения могут создаваться лишь при некоммерческих организациях. Для осуществления деятельности по рассмотрению споров необходимо получить разрешение от Правительства РФ, которое, в свою очередь, руководствуется рекомендациями Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции.

Не все представители юридического сообщества считают данный порядок оптимальным. Верховный суд (ВС) рассматривал иск об оспаривании порядка формирования Совета по совершенствованию третейского разбирательства. На заседании ВС судья третейского суда заявлял о необъективности Совета и недостатках реформы системы негосударственных арбитражей в целом.

В ходе обсуждения в ЦОП БПК, вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб заявил о том, что в настоящее время только два третейских суда получили положительную рекомендацию Совета при Минюсте, тогда как в стране насчитывается порядка 1,5 тысячи арбитражей. Гриб отметил что в данный Совет входят представители организаций, которые претендуют на открытие постоянно действующих арбитражных учреждений. "Получается, что они будут решать целесообразность создания других третейских судов, которые, по сути, являются их прямыми конкурентами", — заключил эксперт.

Участники заседания ЦОП БПК отметили повысившийся уровень доверия к третейским судам в России. Среди преимуществ негосударственных арбитражей эксперты выделили быстрое рассмотрение споров (один месяц против 120-270 дней в государственных судах), возможность выбора арбитров сторонами, процедуру принудительного исполнения решения по делу с участием иностранных субъектов, предусмотренную Конвенцией «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений». К недостаткам арбитражей отнесли высокую стоимость процедуры по сравнению с оплатой пошлины в государственных судах, а также риски от возможной аффилированности третейских судей с учетом того, что вынесенное ими решение является окончательным.