МОСКВА, 20 дек - РАПСИ. В России необходимо создать отдельные суды для несовершеннолетних, а также увеличить возрастной порог в детских колониях с 18 лет до 21 года, заявила руководитель рабочей группы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних Общественного совета при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Анастасия Ковалева. 

Как пояснила РАПСИ член рабочей группы Сталина Гуревич, речь идет о необходимости наличия в судах специализированных судей, имеющих второе высшее образование в сфере педагогики или психологии и знающих специфику работы с детьми с девиантным поведением. Эксперт также добавила, что в УК РФ предусмотрена такая мера наказания, как передача ребенка родителям для воспитательных мер, но, по словам Гуревич, судами она не используется.

"В моей практике за 13 лет всего один раз ребенок был передан родителям за кражу из магазина. Мы считаем, что нужен персональный и индивидуальный подход. Наша цель — вырастить полноценного члена общества, исправить ребенка, дать ему возможность получить образование и осознать, что совершать преступления — нехорошо", — пояснила Гуревич.

Член рабочей группы также отметила, что необходимо увеличить возрастной порог в детских колониях до 21 года. По мнению эксперта, 18-летний член общества — еще ребенок, тем более если до достижения совершеннолетия он находился в условиях ограничения свободы. 

"Более того, мы считаем, что необходимо предусмотреть вопрос перевода из воспитательной колонии в колонию-поселение по социальным показателям и характеристике. Если очевидно, что ребенок встал на путь исправления и желает стать полноценным членом общества, то имеет смысл готовить его к выходу из колонии в нормальном состоянии и переводить в колонию-поселение, где больше свободы", - сказала Гуревич, уточнив также, что необходимо создать службу пробации (условного осуждения), которая помогала бы заключенным данной категории социализироваться после совершения преступления. 

Адвокат Дагир Хасавов в свою очередь поддержал инициативу, особо отметив необходимость наличия профильных судей. По мнению защитника, системе нужны как судьи, специализирующиеся по делам несовершеннолетних, так и судьи, занимающиеся вопросами религиозной направленности. Хасавов также напомнил, что подобный опыт в России уже был: по инициативе Екатерины II в 1775 году для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел, в том числе с участием малолетних обвиняемых, был создан Совестный суд.

"Идея очень хорошая. Специализированные суды нужны, и когда судья — не специалист, это очень плачевно. Не может обычный судья, который судит грабителей и насильников, переключаться и пытаться оценивать какие-то вопросы, связанные, например, с религией. А несовершеннолетние — это вообще особая категория людей", — заключил Хасавов.