МОСКВА, 10 янв — РАПСИ. ФАС России и Центральный банк РФ издали совместное письмо, в котором предупредили банки, о том, что в случае ухудшения потребительских свойств вкладов по уже заключенным договорам будут проводиться антимонопольные расследования.

Основанием для подготовки документа, как отмечает ФАС в своем сообщении, послужила практика антимонопольных органов, которые с определенной периодичностью сталкиваются с недобросовестным поведением кредитных организаций на рынке привлечения денежных средств физических лиц во вклады. ФАС пресекает такие действия путем выдачи предупреждений, возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании поступающих обращений от физических лиц – клиентов банков.

Так, некоторые кредитные организации в целях удержания текущих вкладчиков и привлечения дополнительного спроса существенно увеличивают процентные ставки по вкладам, при этом в большинстве случаев заверяя о возможности пополнения таких вкладов по повышенным ставкам в течение всего срока их действия. Впоследствии недобросовестные участники рынка предпринимают различные меры по ухудшению потребительских свойств открытых гражданами ранее вкладов и, тем самым, сокращают размер своих обязательств по ним. В таким мерам могут быть отнесены, в частности, введение комиссии за операции пополнения вкладов (в размере от 3% до 10%); введение комиссии за операции снятия и перечисления денежных средств со счетов, на которые перечисляются суммы вкладов по окончании их срока; снижение размера процентов, начисляемых на внесенные во вклады с определенной даты пополнения (например, с 18% годовых до 13% годовых);

«Такое поведение банков, кроме прочих последствий, может подорвать доверие вкладчиков к банковской системе в целом, в связи с чем пресечение этого поведения является одним из приоритетных направлений деятельности ФАС России», – пояснил заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров. Так, в 2012 году ФАС рассмотрела ряд дел о нарушении антимонопольного законодательства по обозначенным обстоятельствам и были вынесены решения. Однако, в конце 2014 года в связи с кризисными явлениями в экономике страны ряд банков совершил аналогичные действия.

Замглавы ведомства также отметил, что «изменение ключевой ставки Банка России, а также понижение среднерыночного размера процентных ставок по вкладам физических лиц в неблагоприятную для кредитных организаций сторону не может являться основанием для нарушения законодательства и неисполнения предусмотренных договорами вкладов обязательств перед вкладчиками, которые являются экономически более слабой стороной по таким договорам».

Привлекая денежные средства вкладчиков в целях их последующего размещения на условиях возвратности, платности и срочности и, соответственно, получения прибыли, кредитная организация несет определенные риски, связанные с возможными изменениями рыночной конъюнктуры. Подобные изменения не могут быть неожиданным обстоятельством для кредитной организации и должны учитываться при ведении предпринимательской деятельности.

Особенностью ряда рассмотренных после 2014 года дел о нарушении антимонопольного законодательства являлось также то, что ухудшение потребительских свойств действующих вкладов осуществлялось банками в период действия предписаний ЦБ, которыми банки были ограничены в привлечении денежных средств физических лиц во вклады определенными остатками на счетах. Вместе с тем, в рамках рассмотрения таких дел комиссия ФАС, в состав которой на паритетной основе входили представители регулятора, установила, что, фактически действия банков не были направлены на исполнение предписаний и наличие этих предписаний использовалось ими как формальное основание для неисполнения договоров вкладов.

Таким образом, наличие у кредитной организации предписания ЦБ об ограничении банка в привлечении денежных средств физических лиц во вклады определенными остатками на счетах не может являться безусловным основанием для признания действий банка по изменению условий уже заключенных вкладов в части введения запрета либо ограничений на их пополнение в качестве добросовестных и не содержащих в себе признаков нарушения антимонопольного законодательства.

«Совершение рассматриваемых действий вне зависимости от их обоснования изменением конъюнктуры рынка или наличием предписаний регулятора будет в каждом случае являться предметом антимонопольного расследования», - отмечается в сообщении.