МОСКВА, 11 мар — РАПСИ. Отчет Счетной палаты РФ, в котором ставится под сомнение качество квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами по назначению, основан на неверной интерпретации статистических данных о результатах рассмотрения дисциплинарных производств в отношении профессиональных защитников, считают в Федеральной палате адвокатов (ФПА) РФ. 

«Ненадлежащее качество квалифицированной юридической помощи лишь в незначительном количестве случаев из приведенных в Отчете явилось основанием привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, что не позволяет сделать обоснованное предположение о низком качестве такой помощи адвокатами по назначению вообще», – говорится в сообщении ФПА. 

В организации отметили, что значительное количество обращений в дисциплинарные органы адвокатского сообщества с жалобами на действия защитников представляют собой злоупотребление правом со стороны подозреваемых (обвиняемых, подсудимых) в целях искусственного создания ситуации нарушения права на защиту, не отражающее действительное качество оказанной юридической помощи. 

Между тем, использованные в Отчете данные свидетельствуют об эффективности контроля, осуществляемого в рамках дисциплинарного производства, и не дают оснований для вывода о ненадлежащем качестве оказания квалифицированной юридической помощи в целом. 

По мнению ФПА, также является несостоятельным вывод аудитора Счетной палаты об отсутствии механизмов подтверждения надлежащей квалификации адвокатов. «Законом установлены требования о присвоении статуса адвоката только по результатам сдачи квалификационного экзамена, об обязанности повышения квалификации на регулярной основе и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом профессиональных обязанностей. Введение аттестации как одной из форм внешнего контроля также способно нарушить баланс значимых конституционных ценностей», – подчеркнули в ФПА. 

В организации обратили внимание на то, что законодатель в полном соответствии с имеющимися у него полномочиями установил исключительную компетенцию адвокатского сообщества в контроле за должным уровнем квалификации профессиональных защитников. Так, согласно позиции Конституционного Суда РФ, в законе «Об адвокатуре» установлены критерии, соблюдение которых свидетельствует о должном уровне квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь. 

Помимо этого, в отзыве ФПА РФ указывается, что имевшие место в 2016–2017 годах нарушения, связанные с перечислением денежных средств на счета адвокатов как физических лиц, устранены и в настоящий момент не носят массового характера. 

Вместе с тем вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев признал, что в самом Отчете раскрыто немало проблем, на необходимость устранения которых неоднократно указывала адвокатура: это и непрозрачность системы перечисления средств на оплату труда адвокатов, и недопустимые задержки оплаты. По словам Толчеева, основные претензии к адвокатуре базируются на недостаточном понимании специфики адвокатской деятельности. 

В конце февраля на сайте Счетной палаты появилась публикация «Счетная палата усомнилась в качестве юридической помощи «государственных» адвокатов», где поставлено под сомнение качество квалифицированной юридической помощи, которую оказывают адвокаты, участвующие в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, а также указано на якобы недостаточную прозрачность расходов бюджета на оплату их труда.