САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 мая - РАПСИ, Михаил Телехов. Суперсервис "Цифровое исполнительное производство", над моделью которого сейчас работают органы исполнительной власти, должен заработать в 2022 году, заявил заместитель министра юстиции РФ Евгений Забарчук на тематической сессии в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) 9¾.

Идентификация должников

Как отмечалось в ходе дискуссии, необходимость создания такого соперсервиса обусловлена огромной нагрузкой на судебных приставов. По словам модератора обсуждения - заведующего кафедрой гражданского процесса и организации службы судебных приставов Всероссийского государственного университета юстиции, Федеральной службой судебных приставов (ФССП) России возбуждается 100 миллионов исполнительных производств в год.

По словам Забарчука, до внедрения суперсервиса законодатели должны исключить возможность ошибочной идентификации должника. "Сейчас Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который обяжет суды вносить в судебные приказы, в решения по исковым заявлениям, кроме даты и места рождения должника - физического лица, - уникальный идентификатор. Скорее всего это будет страховой номер индивидуального лицевого счета. Также этим законопроектом предусмотрена обязанность банков в течение часа после уплаты задолженности передавать данные судебным приставам, чтобы те могли оперативно снять ограничения. Но главное требование для запуска "Цифрового исполнительного производства" - это обеспечение безошибочной идентификации сторон исполнительного производства", - сказал заместитель министра юстиции.

Как заверил Забарчук участников дискуссии, уже со следующего года судебные приставы должны начать работать в режиме "Цифрового исполнительного производства".

Ядро суперсервиса

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Огуряев рассказал, что работа судебных приставов оказалась одной из самых сложных для ее цифровизации. "Очень большое и неоднородное количество участников. Это и физлица, и компании, и органы государственной власти, и даже государства - среди них и должники, и взыскатели. И все это нужно учесть при создании специальных сервисов и приложений", - пояснил Огуряев.

Первый заместитель директора ФССП России Ольга Помигалова рассказала, что задача по цифровизации была поставлена перед службой в 2019 году. "Она вводится поэтапно. Есть задачи на 2021, на 2022, на 2024 годы. Например, до конца 2021 года мы должны обеспечить получение сторонами через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) электронных образов всех процессуальных документов. А уже сейчас реализована возможность отправки в ФССП через ЕПГУ любых ходатайств и заявлений. Также мы налаживаем электронное взаимодействие с контрагентами - судами, госорганами, кредитными организациями. Последнее необходимо для получения информации об имущественном положении должников", - отчиталась заместитель главного судебного пристава.

Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин сообщил, что один из аспектов обеспечения работы суперсервиса - это проведение транзакций, и для реализации этой задачи была выбрана Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), обеспечивающая прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры. Казначейство осуществляет функции по ее созданию, ведению, развитию и обслуживанию. "Очень хорошо, что не нужно придумывать и разрабатывать ничего нового. Но для подключения к ГИС ГПМ блока исполнительных производств, нужно создать реестр исполнительных производств. И реестр - это ядро суперсервиса. Но, конечно, его объектом станут только требования в денежной форме", - отметил Артюхин.