Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

27 мая должны быть сняты все ограничения по движению транспорта на волгоградском мосту через Волгу. Он был закрыт неделю назад из-за колебаний, амплитуда которых достигала одного метра. Эксперты признали его технически исправным, однако ответят перед законом в случае его обрушения, скорее всего, не они.

Вечером 20 мая в Волгограде было полностью перекрыто движение мосту через Волгу и проход судов под ним. Это произошло всего через полгода после того, как мост был сдан в эксплуатацию. До его ввода в строй на другой берег Волги можно было попасть лишь через плотину Волжской ГЭС, которая давно требует ремонта.

В ходе церемонии открытия, в октябре 2009 года, мост был назван уникальным по классу своей надежности. На его строительство ушло 13 лет и 12,3 миллиардов рублей. В марте 2010 года глава региона Анатолий Бровко передал письма президенту России с просьбой выделить на вторую очередь волгоградского моста еще около 8 миллиардов рублей.

Версии происшедшего

Эксперты официально объявили мост технически исправным, что вызывает сомнения у директора межрегионального центра повышения квалификации строителей Волгоградской архитектурно-строительной академии Валентина Бабалича. В интервью «Российской газете» он заявил, что зафиксированные колебания опасны обрушением конструкции.

"Чтобы этого не произошло, специалисты должны точно определить причины, предложить план их устранения, после чего за работу возьмутся мостостроители. Все это -  дело не одного дня, и даже не недели", - уверен Бабалич.

Тем не менее, эксперты решили поторопиться – меньше, чем за неделю они пришли к предварительному выводу, что раскачивание моста вызвано аэродинамическим воздействием – иными словами, сильным ветром.

Однако в Волгоградском областном гидрометцентре отмечают, что сила ветра в момент происшествия достигала в городе 16 м/сек, за его пределами были зафиксированы порывы до 20-25 м/сек. Эти сведения подтверждают автомобилисты – очевидцы событий. По их словам, шел ливень, но сильного ветра не было, Волга была относительно спокойна.

В любом случае, для данного региона это обычная скорость – достаточно часто ветер дует с гораздо большей силой. Да и конструкция самого моста выдерживала куда более сильный ветер.

Впрочем, эксперты поясняют, что воздействие ветра в городе и над водной гладью несопоставимо. Кроме того, имеет значение исключительная длина моста (7,1 км), которая может способствовать росту силы ветра и принимает на себя гораздо большее давление потоков воздуха.

Вице-губернатор региона Игорь Пикалов также высказывал подозрения, что колебания моста вызваны "ураганным ветром". Он объяснил, как могло получиться, что обычный ветер оказал такое странное воздействие на мост: "ветер должен дуть под определенным углом, чтобы вызвать такие резонансные колебания".

Эксперты рассматривают и другие версии причин происшедшего. Основная из них – подземные точки. Впрочем, версия о землетрясениях выглядит еще более сомнительно: в Геофизической службе при РАН отметили, что сейсмических толчков в этот день не было, а международный сервис Earthquake Hazards Program утверждает, что на европейской части России уже более месяца не было зарегистрировано никакой сейсмической активности.

Человеческий фактор

Человеческий фактор среди причин волгоградского происшествия экспертами практически не рассматривается. Главный строитель моста Вильям Чжен отмечает, что раз уж конструкции моста выдержали и встали на место, вопросов к качеству работ "не может быть".

Действительно, несмотря на метровые колебания на мосту при осмотре не было зафиксировано никаких внешних трещин и внутренних нарушений. Поэтому представитель генерального проектировщика мостового перехода Сергей Масленников сомневается, что потребуются дополнительные работы по его укреплению.

С такой постановкой вопроса не согласны многие независимые специалисты. Они настаивают, что «танец» моста все же мог случиться именно из-за недочетов при его проектировании. Например, качественные стройматериалы могли быть заменены на более дешевые. Эта версия выглядит вполне реалистичной, поскольку мост строили 13 лет.

Косвенно это подтверждает и возбуждение Следственным комитетом при прокуратуре (СКП) РФ по факту в ходе строительства моста уголовного дела по ч. 1 ст. 216 УК РФ ("Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ").

В 2005 году волгоградская прокуратура выявила хищения при поставках металлопроката на сумму 60 миллионов рублей. Директор и учредитель фирмы-поставщика ООО "Дорстройинвест" Евгений Алейников был осужден на четыре года условно.

А в 2006 году многие жители города отмечали, что недавно установленные пролеты моста прогибались и провисали. Многие предсказывали обрушение моста еще до ввода в эксплуатацию, однако позже конструкции выровнялись.

Причины спешки

Специалисты мостостроения считают, что необходимые исследования по итогам происшествия продлятся как минимум месяц – все это время мост предпочтительнее держать закрытым.

Однако решение пустить по нему машины было принято на удивление быстро. Возможно, причина в том, что закрытие моста привело и к перебоям в доставке грузов на дальние расстояния — через этот мост идут маршруты перевозчиков в Казахстан, Узбекистан и Китай.

Кроме того, на Волго-Ахтубинской пойме, на левом берегу Волги, располагаются дачи горожан и особняки элиты. По словам экспертов рынка недвижимости, вскоре после начала строительства моста эти земельные участки в несколько раз выросли в цене. Когда же появилась информация о возможной неисправности моста, земля начала быстро дешеветь.

Кто виноват

На поиск виновных в происшествии, скорее всего, уйдет не один месяц. Чаще всего в подобных случаях обвинения падают на строителей, проектировщиков, либо нижних чинов областной администрации, курировавших проект строительства.

От расчетов инженера-проектировщика зависит прочность конструкции. Однако расчет может быть сделан абсолютно правильно, а ошибка допущена при исполнении работ. Часто это происходит из стремления сэкономить деньги и время. Например, при строительстве может быть использован не набравший прочность бетон. Достаточно часто строители нарушают технологию, используют некачественную арматуру, применяют более дешевый, не прошедший сертификацию утеплитель. Такие нарушения сложно заметить, потому что они скрыты под бетоном и арматурой.

Например, в декабре 2006 года причиной обрушения автомобильного моста в Екатеринбурге была названа ошибка в проектировании. Однако специалисты в сфере строительства МТУ Ростехнадзора по УрФО, отметили, что в происшествии виновны также и подрядчик, который начал возводить эстакаду без разрешения на строительство и по проекту, не прошедшему необходимые согласования. А также заказчик, который не провел госэкспертизу проектной документации и инженерных изысканий, не имел разрешения на строительство и положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В итоге, заказчик строительства, директор муниципального учреждения "Благоустройство", был обвинен в халатности по части 1 статьи 293 УК РФ. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей с лишением права занимать руководящие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.

В сентябре 2008 года Калужский районный суд приговорил троих руководящих работников ООО НПО "Мостовик" (субподрядчик, производивший непосредственную разборку конструкций старого моста) к различным срокам лишения свободы: от 2 до 3 лет по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.216 УК РФ.

Следствие установило, что причиной обрушения конструкций моста через Оку явились грубейшие нарушения правил безопасности при ведении строительных работ. В соответствии с проектом работ по разборке конструкций моста при демонтаже подвесных балок моста необходимо было обеспечить опирание консольных балок на временные опоры, что выполнено не было.

А в июне 2007 году два китайских чиновника были осуждены на 2 года и 6 месяцев лишения свободы за то, что наняли строить мост слепого подрядчика. Он внес изменения в проект, не проконсультировавшись с профессионалами, что вызвало обрушение моста на стадии строительства. Суд пришел к выводу, что слепой подрядчик сооружал мост без точных расчетов.

Кроме того, виновными в обрушении моста (если он, не дай бог, произойдет) может быть признан инспектор надзора. Во время строительства процесс контролирует служба технадзора, архитектор, проектировщик, а также госструктуры — Архстройконтроль и Ростехнадзор. Они проверяют соответствие используемых строительных материалов утвержденным проектным решениям, проверяют наличие согласований с проектировщиками, смотрят, есть ли расхождения с проектом.

Существует еще одна причина обрушений: неправильная эксплуатация зданий и мостов. Это может быть вызвано незаконной перепланировкой, либо рядом причин, ослабляющими конструкцию. В этом случае, ответственность ложится на плечи собственника.

Прецедент

Произошедшее с волгоградским мостом специалисты сравнивают с обрушением американского моста через пролив Такома-Нэрроуз. Он простоял полгода, после чего начал колебаться и обрушился в воду. В качестве причины был назван недоучет ветровой нагрузки и явления механического резонанса. Скорее всего, была неправильно спроектирована балка жесткости, и частота колебаний моста совпала с частотой срывов ветра - произошел резонанс. Те же обвинение, некоторые эксперты, выдвигают в адрес проектировщиков волгоградского моста.

Чтобы у нас не произошло обрушения, как в штате Вашингтон, специалисты считают необходимым просчитывать все снова, считать частоты моста и усиливать конструкцию моста.