Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Мэр Москвы Юрий Лужков отправлен в отставку "в связи с утратой доверия". Применение этой формулировки Трудового кодекса считается одной из наиболее проблематичных в российской правовой практике. Малейшее нарушение законности процедуры увольнения зачастую приводит к восстановлению сотрудника на работе в судебном порядке. При реализации такого сценария, Лужков мог бы подать в суд на Медведева как своего работодателя.

Однако пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова утверждает, что отставка мэра Москвы проходила в полном соответствии с трудовым законодательством. Она подтвердила факт обсуждения возможной отставки на встрече с мэром в администрации Кремля. Лужкову был предоставлен отпуск, "чтобы принять решение".

Доказательством этого факта должно служить информирование Дмитрием Медведевым руководства партии о готовящейся отставке Лужкова. Об этом стало известно еще на прошлой неделе, сообщает ряд СМИ со ссылкой на секретаря президиума генсовета "Единой России" Вячеслава Володина.

Таким образом, Лужков получил достаточно времени на принятие решения. Не был нарушен даже пункт трудового законодательства, запрещающий увольнять работника во время отпуска. Заявление Лужкова о том, что он добровольно в отставку не уйдет, стало официальным сигналом отказа от переговоров по поводу перехода Лужкова на другую должность (в качестве основных вариантов рассматривались руководящие должности в Совете Федерации и госкорпорации "Олимпстрой").

Трудовой кодекс

Увольнение работника за совершение действий, давших основания для утраты доверия, регулируется пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Однако пленум Верховного Суда РФ специально подчеркнул, что увольнение по этому основанию допустимо только в отношении лиц, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности.

Увольнение в связи с потерей доверия должно сопровождаться выполнением требований, предусмотренных статьей 193 Трудового кодекса РФ. В частности, работодатель должен истребовать от работника письменные объяснения и установить его вину в совершении указанных действий, соблюсти сроки, установленные 3 и 4 частями статьи 193 Кодекса, и довести приказ о применении дисциплинарного взыскания до работника в течение 3 рабочих дней со дня его издания.

Впрочем, надо заметить, что работник может быть уволен по этой статье только в случае совершения им виновных действий. Если вина работника в совершении конкретных действий не установлена, то он не может быть уволен по мотивам утраты доверия, несмотря на косвенные признаки правонарушения.

Основанием для утраты доверия может служить, например, использование вверенного имущества в личных целях, взимание оплаты за услуги без получения соответствующих документов, а также необеспечение сохранности вверенных работнику денежных или материальных ценностей.

Другими словами, основаниями для увольнения мэра могли бы стать подозрения в коррупции, использование городской недвижимости и инфраструктуры в личных целых, разрушение памятников архитектуры, а также прочих видах превышения должностных полномочий.

Федеральный закон

Возможно, на решение Лужкова отказаться от добровольной отставки как более мягкого варианта ухода со своего поста повлияло мнение его жены Еленой Батуриной. В интервью журналу The New Times она утверждала, что указ о недоверии "может возникнуть в случае, если у Лужкова есть какие-то незаконные действия… только в результате какой-то проверки и каких-то выводов, которые могут быть сделаны".

По всей видимости, основанием для такого заявления стала попытка Батуриной применить к политической службе вышеуказанные нормы Трудового кодекса. На самом деле, деятельность мэра Москвы регулируется законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно внесенным в этот закон в декабре 2004 года поправкам, для отставки мэра достаточно одного желания президента. Странно, но вопрос корреляции данного закона и Трудового кодекса нигде не освещается.

Всего в законе прописано девять поводов для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. В случае его смерти; отрешения от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом госвласти субъекта; его отставки по собственному желанию; признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; утраты им гражданства РФ, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

И, наконец, пункт "г" статьи 19 этого закона предусматривает "отрешение его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".

Интересно, что до вступления в силу указанных поправок мэр даже после объявленной президентом отставки мог продолжать находиться на своем посту до "сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ".

Однако поправки к закону ввели на этот случай должность временно исполняющего обязанности. Отстраненным от должности губернаторам, в число которых входит и мэр Москвы, этот закон позволяет только поставить перед президентом вопрос о доверии, или уйти с поста по собственному желанию.

Трактовки законодательной практики

Практика применения появившейся в декабре 2004 года нормы об утрате доверия президента, в основном, трактуется двумя способами: в качестве наказания за административные и уголовные проступки, а также  в качестве политической меры против недостаточно лояльных региональных властей (например, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов покинул пост вскоре после критики "Единой России").

В частности, губернатора Корякского автономного округа Владимира Логинова сняли за срыв отопительного сезона в регионе. Ненецкого губернатора Алексея Баринова в связи с арестом по обвинению в хищениях (суд его оправдал, но на работе не восстановил). Амурский губернатор Леонид Коротков был отстранен после возбуждения уголовного дела о превышении полномочий и незаконном расходовании бюджетных средств (впоследствии обвинения были сняты).

Таким образом, можно проследить тенденцию, что норма "о доверии" позволяет наказывать губернаторов за подозрительные действия даже в том случае, когда суду не хватает ресурсов для обвинительного приговора. Фактически такой сценарий стал носить в России прецедентный характер.

Этот факт представляет особый интерес в связи с требованиями оппозиции возбудить уголовные дела против Лужкова и Батуриной по обвинению в коррупции, превышении полномочий и ряду других финансовых преступлений. Появились даже слухи, будто экс-мэр с супругой готовятся к эмиграции, опасаясь уголовного преследования.

На самом деле, история применения новой нормы показывает, что отстранение от должности в связи с утратой доверия зачастую является альтернативным наказанием, замещающим собой уголовное преследование.

Причины

В отношении Лужкова эксперты рассматривают оба популярных варианта причин недоверия.

Политической ошибкой называют попытку внести раскол в правящий альянс президента и премьер-министра. В то же время широко дискутируется "коррупционно-хозяйственный комплекс", по словам Глеба Павловского процветающий в столице, в "который втянуты чиновники, бизнес, с которым сталкиваются граждане". Поэтому решение президента может быть попросту обусловлено стремлением дать толчок собственной антикоррупционной программе.