В течение жизни большинство граждан Российской Федерации так или иначе сталкиваются с банками. Зарплатные карты, кредиты, денежные переводы являются неотъемлемой частью жизни современного человека, которая просто невозможна без банков. Для взаимодействия с клиентом банк обязан установить его личность, ведь идентификация клиентов и выгодоприобретателей является необходимым условием того, чтобы банк начал или продолжил с ним работу. Это сделано неслучайно, а для недопущения анонимных операций, которые не только несут в себе дополнительные риски для клиентов, но и могут быть проведены для отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Государственная политика последних десятилетий направлена на то, чтобы пресекать возможности для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, этому посвящен Федеральный Закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Для того, чтобы банки единообразно применяли закон, в 2004 году Центральный Банк издал положение ЦБ РФ № 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансового терроризма".

О каждом из своих клиентов банк, согласно положению, должен обладать следующей информацией:

1. Фамилия, имя и отчество.
2. Дата и место рождения.
3. Гражданство.
4. Реквизиты  документа, удостоверяющего личность:серия  и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

Чтобы предоставить банку данную информацию, положение ЦБ РФ обязывает граждан России предъявить следующие документы:

паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство  органов  ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного  самоуправления о рождении гражданина - для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет;

общегражданский заграничный паспорт;

паспорт моряка;

удостоверение личности военнослужащего или военный билет;

временное  удостоверение  личности  гражданина  Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;

иные  документы,  признаваемые  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность.

Очевидно, что перечень документов является открытым. По сути, любой выданный органами государственной власти документ, содержащий сведения о фамилии, имени, отчестве, месте рождения и гражданстве лица, может служить для его идентификации. Однако осуществить эту идентификацию по иным документам крайне проблематично. Самый распространенный после паспорта документ – водительские права - не имеют графы о гражданстве их предъявителя. Поэтому основным документам для идентификации клиента банка был и остается его паспорт.

Паспорт гражданина РФ имеет целый ряд степеней защиты, ФМС РФ публикует их перечень на своем сайте, чтобы в том числе и сотрудники банков могли отличить поддельный паспорт от настоящего.

В мае 2012 года в агентство обратилась одна из клиенток Сбербанка, которой было отказано в проведении операции по выдаче наличных со счета, по причине неформатной фотографии на паспорте и отсутствия на нем некоторых защитных знаков. Паспорт гражданка получала в отделении ФМС по месту жительства в предусмотренном законом порядке. При этом, по ее словам, в филиале банка сообщили, что в день бывает по 6-7 человек с такими паспортами, и в целом таких паспортов очень много выдано в регионах.

Согласно письму, подписанному замначальника управления по организации паспортной работы и регистрационного учета населения ФМС полковника внутренней службы В.И.Маленкова, ФГУП "Гознак" изготовило партию бланков паспортов гражданина РФ старого образца с техническим браком - без защитной полосы "МВД России", видимой в ультрафиолетовом диапазоне.

Кроме того, судя по документу, часть граждан предъявляют паспорта с фотографиями неустановленного образца. Тем не менее, в ФМС полагают, что заинтересованные лица могут по такой фотографии идентифицировать личность гражданина.

"Учитывая изложенное, при предоставлении паспорта с личной фотографией неустановленного размера либо несоответствующей требованиям, предъявляемым к ней, а также бланков паспорта гражданина РФ старого образца..., полагали бы возможным рекомендовать гражданину заменить такой паспорт", - написал представитель службы.

В Сбербанке данное разъяснение толкуют как возможность отказать клиенту в проведении операции.

"Указанное письмо обязывает сотрудника банка при наличии в паспорте подобных фотографий или при отсутствии на бланке паспорта, образца 1997, 2000 годов, волнистой защитной полосы "МВД России" отказать гражданину в проведении операции и рекомендовать ему заменить паспорт. При этом клиенту рекомендуется вручать копию данного письма", - сказал агентству представитель банка.Как же быть клиенту с подобным паспортом в  такой ситуации?

Если смотреть на ситуацию с частных позиций, то выход очевиден – предъявить военный билет или загранпаспорт, или паспорт моряка, если таковые имеются. Но далеко не все граждане имеют данные документы, как решить проблему, не меняя паспорта.

В подобной ситуации ФМС могла бы пойти по тому же пути, который она использует, сообщая о небракованных, но недействительных паспортах. Служба аккумулирует номера и серии паспортов, которые объявлены недействительными, в основном они похищены у граждан или в отделениях ФМС в виде бланков. ФМС регулярно пересылает их списки в ЦБ и по всем банкам. Эта схема рабочая и апробированная годами. Очевидно, что номера и серии неформатных и бракованных паспортов также можно отправить в банки списками, которые позволят гражданам в полной мере пользоваться услугами кредитных организаций, несмотря на ошибки ФМС и Госзнака. Тем не менее, на данный момент подобного письма от ФМС не существует, и о планах его издания ФМС не сообщает.

Тем не менее, у граждан остается возможность не только сменить паспорт, но и обжаловать его выдачу в бракованном виде непосредственно в УФМС в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" или в суд, в порядке, предусмотренном ГПК РФ. В последнем случае заявитель имеет право заявить претензии о компенсации материального и морального вреда из-за "неправильного" основного документа гражданина.

Александр Чистозвонов