Профессиональный праздник работников налоговых органов РФ, отмечаемый ежегодно 21 ноября, учрежден Указом президента РФ от 11 ноября 2000 года.

История отечественной налоговой системы связана с возникновением древнерусского государства. Первые упоминания о взимании дани относятся к временам правления князя Олега (882-912).

По мере оседания князей на земле и обзаведения их хозяйством пополнение казны за счет военных набегов потеряло значение, а новыми источниками доходов стали "кормления". В эпоху Золотой Орды (1243-1483) с целью введения централизованной налоговой системы представителями ордынской власти была проведена перепись населения Руси ("число"), на основании которой монгольскими баскаками взималась дань.

Помимо ордынской дани, собиралась дань и в княжескую казну. За этим надзирали великокняжеские слуги.

К концу XIV века в средневековой Руси возникли должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Содержание этих чиновников входило в обязанности населения.

В XV веке с прекращением платежа дани в Золотую Орду началось создание финансовой системы Руси. Во времена Ивана Грозного (1530‑1584) многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.

В XVII веке были утверждены центральные органы управления — приказы.

С 1679 по 1681 год во главе финансовых учреждений Московского государства находился приказ Большой казны, затем из него была выделена Бурмистерская палата. На нее возлагались функции центрального административно‑финансового и судебного учреждения, ведавшего раскладкой и сбором податей и повинностей с населения.

В эпоху правления Петра I (1682-1725) налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В 1724 году Петром I была введена подушная подать, которая представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с "души" (исключая дворян и лиц духовного сословия) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Таким образом, объектом налогообложения стал не двор, а ревизская (мужская) душа.

В период царствования Елизаветы Петровны (1709-1762) были установлены постоянные акцизы на вино и водку, введены особые ярлыки на провоз алкогольных напитков, отменены взимавшиеся прежде повсеместно внутренние пошлины.

В годы правления Александра I (1771-1825) манифестом от 1802 года "Об учреждении министерств" создано Министерство финансов и определена его роль. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально был департамент податей и сборов, затем департаменты окладных сборов и неокладных сборов.

С именем Александра II (1818-1881) связаны самые значительные изменения в экономической жизни России XIX века. Так, с проведением крестьянской реформы 1861 года в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования: изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, установлен подоходный налог, введены земские сборы и налоги — на содержание земских органов самоуправления, школ, больниц и других учреждений.

При Александре III (1845-1894) налоговая система России продолжала изменяться: была отменена подушная подать, повышен акциз на спирт, введен акциз на спички и налоги на наследство и на денежный капитал. В 1885 году был введен институт податных инспекторов, которым предписывалось собственноручно рассылать окладные листы и извещения о причитающихся платежах.

В период царствования Николая II (1868-1918) по инициативе Петра Столыпина был разработан проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России. По сути, она предусматривала все основные элементы современных налоговых систем развитых стран: поимущественное налогообложение, основанное на независимой оценке стоимости имущества; прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством размер прожиточного минимума; использование сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всех товаров (прообраз налога на добавленную стоимость). Результатом всех этих мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений.

В первые годы Советской власти произошла практическая ликвидация налоговой системы. В 1918 году Декретом Совнаркома были упразднены финансовые органы России, а сбор налогов передан в ведение созданных финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов.

В период новой экономической политики (НЭП) (1921-1930) произошло восстановление и развитие системы налогообложения. Преобладающее значение получили косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет. В 1930 году была создана система областных, районных и городских налоговых инспекций. В конце 1930‑х годов были созданы налоговые участки на селе, введены должности налоговых агентов.

В период Великой Отечественной войны (1941-1945) в связи с необходимостью мобилизации ресурсов была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, которая затем была заменена специальным военным налогом, упраздненным после окончания войны. Кроме того, был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Очередное реформирование налоговой системы России произошло в 60‑е годы ХХ века. Налоговые инспекции объединились с инспекциями государственных доходов, был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название "плата за основные фонды и оборотные средства", введен подоходный налог с колхозов.

В 1990-е годы произошло полномасштабное укрепление налоговой системы России.

Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года в составе Министерства финансов были созданы государственные налоговые инспекции. 21 ноября 1991 года Указом президента Российской Федерации образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации. Указом президента РФ от 23 декабря 1998 года Госналогслужба России преобразована в Министерство по налогам и сборам.

В 2000‑е годы после принятия ряда законов, налоговое законодательство потерпело следующие изменения: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13%, снижена ставка налога на прибыль до 24%, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15).

Указом президента России от 9 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Действующая налоговая система России основывается на более чем 20‑ти законах, охватывающих практически все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в налоговой практике ранее.