Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

 

Резонанс вокруг постыдного поведения Виктории Лопыревой в самолете компании Аэрофлот может помочь российским авиакомпаниям воплотить в жизнь одно из самых сильных и давних своих желаний. Напомним, жена футболиста Федора Смолова была снята 25 октября командиром воздушного судна с рейса Екатеринбург-Москва. Теперь депутатам будет гораздо сложнее спустить на тормозах вопрос законодательной легализации «черных списков» пассажиров.

По итогам внутреннего расследования Аэрофлота, стало известно, что Лопырева заняла в салоне бизнес-класса чужое место и отказалась его покинуть, лишив тем самым женщину с грудным ребенком единственной возможности прикрепить люльку для перевозки младенца. После этого Лопырева демонстративно поставила ноги, не снимая обувь, на перегородку перед креслом и, нецензурно оскорбляя бортпроводников, отказалась выключить свой мобильный телефон перед взлетом.

Столкнувшись с амбивалентной реакцией гражданского общества на этот инцидент, Аэрофлот посчитал нужным официально предупредить, что после принятия на законодательном уровне решения о создании «черных списков» деструктивных пассажиров, Лопырева станет одним из кандидатов на внесение в него – ей откажут в перевозке бортами Аэрофлота и его дочерних авиакомпаний.

На самом деле, кандидатов в «черный список» только у Аэрофлота уже около двух тысяч. Еще в начале 2013 года гендиректор авиакомпании Виталий Савельев в своем микроблоге написал, что в условном «черном списке» Аэрофлота находится 1821 человек. Так что, инцидент с участием Лопыревой вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим. Крупные авиакомпании насчитывают в год до тысячи случаев, когда пьяные или просто неадекватные пассажиры угрожают своим соседям и безопасности полета в целом. Статистика продолжает стабильно расти, несмотря на увеличение штрафов и ужесточение предпосадочного контроля.

Череда подобных случаев пару лет назад даже вынудила российских полицейских изменить сценарий учений по освобождению борта самолета и аэропорта. Теперь основной угрозой безопасности пассажиров рассматриваются не террористы, а пьяные соседи. На профессиональных форумах пилоты гражданской авиации обсуждают главные помехи своей работе, на первом месте среди которых они ставят не стихийные бедствия и плохие метеоусловия, а как раз случаи неадекватного поведения пьяных на борту.

Аэрофлот, в свою очередь, уже четыре года выступает за законодательную легализацию «черных списков». «Сегодня этот шаг представляется особенно актуальным, а ситуация – просто вопиющей: сообщения о безобразных выходках так называемых деструктивных авиапассажиров появляются практически каждый день. Причем эти сообщения лишь в минимальной степени отражают истинную глубину проблемы: на деле количество подобных инцидентов исчисляется ежегодно тысячами, и по большей степени они не становятся достоянием общественности», - отмечает Савельев.

Важно заметить, что сегодня российские авиакомпании не могут отказывать деструктивным пассажирам в перевозке, так как Воздушный кодекс запрещает авиакомпаниям вводить «черные списки». Исправить такое положение дел Аэрофлоту пытались помочь самые разные люди и ведомства. В 2012 году аналогичную инициативу выдвинул Ространснадзор – на его сайте предполагалось опубликовать «черный список», После чего авиакомпаниям было бы запрещено заниматься перевозкой перечисленных в нем пассажиров. Похожую мысль высказывали и представители МВД.

В том же 2012 году, в апреле, законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента депутатами ЛДПР. Министерство транспорта поддержало идею о «черных списках» авиапассажиров еще в сентябре 2012 года. Тогда на заседании Госдумы замминистра транспорта России Сергей Аристов представил депутатам поправки в Воздушный кодекс о реализации международных стандартов по внедрению Государственной программы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации. По его словам, в черные списки должны попадать только лица, серьезно нарушившие закон. «Если же это будут просто «черные списки», потому что со стюардессой поссорились, то (ввести) это будет, на мой взгляд, проблемно, в том числе и с (возможным) обращением в Конституционный суд граждан», - предупредил Аристов.

Другим препятствием для принятия законопроекта является противоречие некоторых его статей закону о защите персональных данных. Дело в том, что авиакомпании хотят не только составлять, но и публиковать списки пассажиров, которым будет отказано в доступе на борт.

Наконец, принятие закона невозможно без четкого консенсусного решения по двум принципиальным моментам: кто именно будет вносить пассажиров в «черный список» и каков будет срок нахождения в оном.

Руководители авиакомпании Трансаэро в феврале 2013 года поддержали идею Аэрофлота насчет введения «черных списков», но на одном условии – их должны составлять сами авиакомпании.

"Авиакомпании не заинтересованы в уменьшении количества пассажиров на борту. Поэтому если авиакомпания принимает решение о том, что данного пассажира она перевозить больше не будет, она сама себя лишает части своих доходов и поэтому это решение не может быть несправедливым или неоправданным", - заявил замгендиректора Трансаэро Дмитрий Столяров. Очевидно, под этими словами могут подписаться руководители практически всех других российских авиаперевозчиков.

По вопросу максимального срока нахождения пассажира в «черном списке» авторы инициатив сходятся на пяти годах. Более того, те же пять лет могут быть приняты и в качестве срока давности правонарушения. То есть, в случае принятия законопроекта, пассажирам, которые в течение последних пяти лет устроили хоть один дебош на борту самолета, могут отказать в покупке нового билета.

Пока же законопроект о «черных списках» продолжает находиться в стадии крайне вялого обсуждения, авиакомпаниям приходится изыскивать альтернативные законные способы воздействия на неадекватных пассажиров. Многие из них вполне эффективны. Но дороги – что, в итоге, сказывается на кошельке законопослушных пассажиров.

Например, несколько лет назад пара авиакомпаний пытались создать службу сопровождения рейсов. Специально обученные охранники могли даже приковать буйного пассажира пластиковыми наручниками к креслу. Либо же привязать скотчем пьяных хулиганов. Эту идею можно было бы усовершенствовать, если позаимствовать опыт гонконгского авиаперевозчика, который отправил своих стюардесс на обязательные курсы кунг-фу.

Впрочем, время для реализации этих сценариев, к сожалению уже упущено. Они были бы актуальны в девяностые годы, когда наиболее уважаемым законом было право силы. Сегодня мы строим правовое общество, в котором корректировка поведения граждан может вестись только безупречно цивилизованными методами. В таком контексте альтернативы законодательной легализации «черных списков» всемирным разумом еще не придумано.

Кроме того, принятие соответствующего закона, вероятнее всего, станет чрезвычайно актуальным шагом, поскольку авиация способна сыграть роль сложнейшей первой ступени для повсеместного распространения превентивно-воспитательной практики. Аналогичные запросы уже давно исходят от представителей железнодорожного транспорта, от людей, работающих на автобусных и судоходных маршрутах, в метрополитене…