Первая глава историко-правового проекта РАПСИ посвящена земельному вопросу. Недовольство крестьян своим положением после отмены крепостного права способствовало распространению революционных событий 1905 года. Однако ответом государства на погромы помещиков стали не репрессии, а разработка новой глубокой реформы прав наименее свободных людей страны. В четырнадцатой части своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко описывает комплекс мер Петра Столыпина по освобождению крестьян от контроля общины и его правовой подход к поиску решения земельного вопроса.

Крестьяне, получившие личную свободу по реформе 1861 года, всё же оставались менее свободными людьми, чем представители других сословий. На практике оказывалось, что их права существенно ограничены в части выбора рода занятий и способов хозяйственной деятельности. Ведь понятие «крестьянин» в России неразрывно связано с основным средством производства – с землей. Крестьянин был немыслим без земли. Он – суть исключительно земледелец. Поэтому любые ограничения действий крестьянина в сферах землепользования и распоряжения землей являлись сужением его основных прав.

К началу XX века основным ограничителем прав крестьянина выступала сельская община. Распорядиться своей землей бывший крепостной крестьянин в первые годы XX столетия не мог прежде всего из-за того, что еще не была завершена выкупная операция, т.е. его общиной не выплачен кредит, предоставленный государством для выкупа помещичьей земли сроком на 49 лет.

Но даже в случае завершения выкупной операции собственником всего сельского земельного участка становилась опять-таки община. А крестьянин, как и прежде, получал от нее лишь земельный надел в хозяйственное пользование. Не будучи же собственником своего надела, крестьянин-общинник не мог продать или обменять его на какие-либо земельные угодья в другой местности. Вот эти-то порядки и связывали крестьянина в его хозяйственной деятельности.

Однако субъективно большинство крестьян России не связывало свою бедность и другие проблемы с существованием средневековой общины. Они по-прежнему считали несправедливым наличие помещичьей земельной собственности. Требования их были просты: отобрать у помещиков землю и раздать ее бесплатно крестьянам.

С началом Первой русской революции летом 1905 года с необычной силой вспыхивают аграрные беспорядки: за год было разгромлено около двух тысяч помещичьих имений. Правительство в лице премьер-министра П. Столыпина ведет поиск выхода из ситуации, ищет его в правовом поле. По мнению властей, принудительно отчуждать землю у частновладельцев, т.е. нарушать право частной собственности помещиков было нельзя ни в коем случае.

Взять же на себя выкуп помещичьей земли по рыночной цене для бесплатной раздачи ее крестьянам государство не могло: во-первых, принуждение землевладельцев к таким продажам было бы незаконным, во-вторых, такой нагрузки не выдержал бы бюджет и, в-третьих, нецелесообразно было в принципе создавать подобный прецедент, нарушавший права и интересы всех налогоплательщиков в пользу одной категории населения.

Вместо неправового, насильственного пути разрешения аграрного вопроса в стране Столыпин предложил провести глубокую реформу правового положения крестьян, освободив их от пут общины. «Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность».

Выступая в Госдуме с обоснованием целесообразности предложенных реформ, Столыпин сказал: «В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определённое развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу приложения своего труда к земле, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя…»

Указ 9 ноября 1906 года дал старт реформе. Она была направлена на разрушение коллективного землевладения и на создание класса крестьян – полноправных собственников земли. В указе говорилось: «Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли».

Важным было и то, что выделенная и закреплённая земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи. Это делало главу семейства более свободным в выборе способов распоряжения землей.

Каждый домохозяин получал право заявить о своем желании выделиться и закрепить свой земельный надел в собственность. А община должна была собраться в течение месяца для решения этого вопроса. Если за выделение проголосовало 2/3 членов сельского общества, то вопрос считался решенным в пользу заявителя. В случае несогласия общины крестьянин мог обратиться к земскому начальнику для того, чтобы он принял решение об укреплении земли своей властью.

В тех общинах, в которых в последние 24 года не было передела земли, выделившийся крестьянин безвозмездно получал тот участок, которым он и пользовался весь этот период. Если же переделы были, то домохозяину отводилось столько земли, сколько ему полагалось согласно тем принципам, которые применялись при последнем переделе. Если же в фактическом наделе земли было больше положенной нормы, то этот излишек крестьянин обязан был выкупить у общины. При укреплении в собственность участков за новыми собственниками сохранялось прежнее право пользования неразделяемыми общинными землями (луга, пастбища, леса, неудобные земли, проезды).

Закон 14 июня 1910 года пошёл еще дальше.

Общины, в которых не было общих переделов с момента наделения их землею, признавались общинами с подворным землевладением. Все владельцы участков в таких общинах получили права частных собственников, даже если они и не заявляли такого желания. Закон тем самым провозгласил частную собственность на значительную часть надельных земель. В губерниях Европейской России переделы не производились с момента наделения землёй в 58% общин и селений.

Правовая реформа, по задумке ее инициатора, была призвана помочь крестьянам избавиться от пресловутой «чересполосицы», при которой каждый крестьянский надел был разбросан узкими полосками в разных местах по всей территории общинных угодий.

Наилучшим вариантом выделения крестьянских участков из общины, по мысли Столыпина, было бы одновременное сведение всего надела каждого домохозяина в одно поле. Это называлось отрубом. При разверстании на отруба были бы уничтожены многочисленные межи, разделявшие полоски земли разных крестьян, что дало бы существенное увеличение площади обрабатываемой земли, так как под нераспахиваемыми межами было около трети площади крестьянских угодий.

А идеальным вариантом ведения крестьянского хозяйства Столыпин считал хутор, т.е. размещение жилища крестьянина прямо в центре его земельных владений. Соответственно, тем, кто выходил на отруба и хутора правительство предоставляло существенные привилегии и субсидии.

Таким образом, расширение индивидуальных прав крестьян создавало не только намного более эффективные условия для ведения сельского хозяйства, но и давало заметную прибавку земли всем хлебопашцам. Это и было первым значительным вкладом правительства в решение проблемы крестьянского малоземелья.

Имея правовые и политические цели избежать крестьянского бунта Столыпин, отводя внимание крестьян от помещичьих имений, фактически указал крестьянам другие три пути получения дополнительной земли.

Первый – это указанная ликвидация неиспользуемых ранее площадей под межами. Второй – резкое расширение льготных возможностей для покупки тех же вожделенных помещичьих земель, которые были на рынке в изобилии. И третьим направлением было субсидируемое правительством переселение крестьян на кабинетские и государственные земли в Сибири.

Больнее же всего по казне ударила отмена с 1 января 1907 года всех выкупных платежей для крестьян, вышедших в шестидесятые годы XIX века из крепостного состояния. Всего было списано 1.674.000 тысяч рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях. Это можно считать колоссальной дотацией государства крестьянскому сельскому хозяйству России.

Таким образом, крестьянские реформы 1906-1910 годов создали благоприятнейшие условия для ведения крестьянских хозяйств на правах частной поземельной собственности. Права крестьян на свою землю резко расширились, появилось большое число ранее невозможных операций, направленных на более рациональное использование земельного фонда страны.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 17 декабря.