В разные периоды своей истории Россия неоднократно служила образцом для других стран в вопросе равноправия полов. Особого интереса заслуживает феномен, практически не имевший аналогов до XIX века в цивилизованных странах, – век правления женщин. О периоде этого своеобразного «матриархата», разрушающего миф о бесправии женщин в России, рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Сложившиеся в обществе исторические мифы обычно бывают очень устойчивы. Исторические исследования почти не оказывают на них никакого влияния, поскольку обычно остаются достоянием узкого круга лиц, читающих научные статьи и монографии. 

Часто такие мифы складываются стихийно, но у многих есть и коллективные авторы. К последнему варианту относится миф о положении женщин в царской России, созданный советскими «историками», которыми напрямую жестко руководили идеологи компартии. 

Согласно продиктованным правящей партией установкам все трудящиеся классы в империи были жестоко угнетаемы, а женщины даже на таком фоне были угнетаемы особо. Это были якобы абсолютно бесправные существа, которые беспросветно и тяжко трудились, но не могли выбиться из нужды и жили в нищете. 

Женщин, мол, при самодержавии и за людей-то не считали. И этот стереотип распространялся без учета хронологии и вне исторической динамики в положении женщин: одни те же формулировки звучали и относительно ситуации в XVIII веке и относительно XIX, даже начала XX вв. 

Только пролетарская революция 1917 года якобы принесла освобождение всем женщинам России и уравняла их в правах с мужчинами. И чтобы контрастнее и выгоднее выглядели сравнения положения женщин при царизме и при советской власти авторы «исторических» трудов не жалели густых черных красок, описывая горькую долю женщин России до революции. Объективными подходами тут и не пахло: использовались одни и те же «идеологически выдержанные», согласованные клише.

Однако есть много исторических источников, которые создают довольно пеструю картину положения русских женщин с учетом времени, места и их социального положения.

Косвенным, но существенным доказательством того, что женщины в русском государстве и обществе не были уж очень приниженными, неравноправными существами второго сорта, служит история России XVIII века. Ведь сразу после Петра I из последующих 70 лет 66 во главе империи находились именно женщины. Да если взять и весь XVIII век, то выходит, что в течение его двух третей российское государство возглавляли императрицы. Какой-то получается особенный – женский век, что-то вроде матриархата.

Уже из этого ясно, что если бы в обычаях и менталитете русских господствовало пренебрежительное и неуважительное отношение к женщинам, то вряд ли бы гордое русское дворянство склонило голову перед женщинами-царицами, да еще неоднократно, на протяжении нескольких поколений. 

Ни у кого длительное главенство женщин в русском государстве не вызывало удивления или отторжения. Нигде не раздавались голоса мужского протеста в гендерном контексте: чего ж мы, мол, мужики под пятой у женщин служим. Нет, их любили, преклонялись перед ними, воспевали в одах и верно им служили. 

Рассказ о царицах в России, однако, следует начать еще с событий XVII века, когда в 1682 году сын второго царя Алексея Михайловича Романова Федор неожиданно умер в свои 20 лет. Его братья Иван и Петр были еще малолетними, и регентшей утвердили их сестру Софью Алексеевну. Причем на назначении женщины реальной правительницей государства настояли стрельцы, перебившие за это много своих оппонентов.

Софья, разумеется, опиралась на своих ближних бояр, но управляла страной не номинально, а вникая во все важнейшие дела и самостоятельно принимая решения. Вольтер говорил про нее: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием». 

Царевна Софья вошла в историю как гонительница раскольников. И еще при ней в 1886 году был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, по которому Речь Посполитая признавала за Русским государством Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск, и Чернигово-Северскую землю с Черниговым и Стародубом. 

Упомянутое Вольтером честолюбие Софьи привело к тому, что она не захотела расставаться с властью даже когда Петр вступил в пору совершеннолетия и предъявил свои права на управление страной. Пришлось ему решать этот вопрос силовыми методами.

Но по-настоящему «женский век» наступил в России после смерти Петра I. Сразу после его ухода из жизни на престол вступила жена Екатерина. Это была совершенно безродная женщина, весьма невысокого происхождения. Родилась она в семье прибалтийских крестьян, а в возрасте 17 лет, будучи служанкой у пастора, была выдана замуж за шведского рядового драгуна. При взятии ее города Мариенбурга русскими войсками Екатерина как военный трофей оказалась вначале «наложницей» графа Шереметева, а затем князя Меншикова, у которого ее отобрал царь Петр.

Кстати, у нас мало кто знает, что Екатеринбург назван был именно в честь этой Екатерины, а не Екатерины II. Город ведь был основан в 1723 году, когда Софьи Ангальт-Цербстской еще не было на свете. Да и орден Святой Екатерины – второй по старшинству в иерархии наград – тоже учрежден в честь жены Петра.

Петр и Екатерина обвенчались в 1712 году, а в 1724 году состоялась коронация Екатерины. И первая в истории Российской империи корона была изготовлена именно для этого случая. В 1722 году Петр отменил прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии. Это и создало правовую основу для будущей плеяды императриц.

И когда Петр, не оставив указания о своем наследнике, умер, Сенат собрался, чтобы решить вопрос о преемнике. Но этот вопрос решила гвардия. На заседание Сената явились офицеры из Преображенского полка, вышибив дверь в комнату. Они прямо заявили, что «разобьют головы старым боярам, если те пойдут против их матери Екатерины». А так как под окнами с барабанным боем уже выстроились два гвардейских полка с оружием, то сенаторы, разумеется, единогласно проголосовали за Екатерину. Она правила с 1725 по 1727 гг.

Сменивший ее Петр II царствовал недолго и умер в 14 лет. Опять встал вопрос о преемнике. И он снова решился в пользу женщины. На престол пригласили дочь старшего брата Петра I, т.е. его племянницу Анну Иоанновну. Она правила с 1730 по 1740 годы. Попытку ограничить ее власть со стороны знати пресекла дворянская гвардия, и Анна была неограниченной самодержицей.

Затем промелькнул год «правления» двухмесячного Ивана VI, и в 1741 году опять-таки гвардия совершила переворот и снова в пользу женщины – Елизаветы Петровны – дочери Петра I и Екатерины I (хоть и родилась она за два года до их брака, т.е. была «незаконнорожденная», но ведь «всё могут короли»).

К мудрым решениям Елизаветы следует отнести ее указ об отмене внутренних таможенных сборов, что привело к значительному оживлению торговых связей между регионами России и указы об открытии первых русских банков. Знаменательно, что время Елизаветы отмечено усилением роли женщины в русском обществе и тем, что впервые за сотни лет смертная казнь в России не применялась. 

Считается, что эпоха Просвещения в Россию пришла именно в годы правление Елизаветы. Резко расширилась по ее указу 1744 года сеть начальных школ. При ней были открыты первые гимназии и Московский университет, а также Академия художеств. Для нее Растрелли построил и Зимний дворец, и другие здания. Этот стиль так и вошел в историю как «елизаветинское барокко». Это Елизавета приказала привезти в столицу труппу Федора Волкова из Ярославля и подписала указ о создании императорского театра.

Чисто «женскими», наверное, можно назвать два ее указа 1744 года: одним запрещалась быстрая езда по городу; согласно другому, с тех, кто бранился прилюдно, стали брать штрафы. Всего правила Елизавета 20 лет и скончалась в 1761 году.

Петр III был на престоле всего ничего: с 1761 по 1762 года. Он все же был сыном дочери Петра I, т.е. внуком Петра. Но ни его царская кровь, ни мужской пол не спасли его от свержения всё той же гвардией. Дворяне офицеры в очередной раз выбрали женщину своей императрицей, хотя у нее не то, что романовской, но и русской крови не было ни капли. София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская родилась в немецком городе Штеттине – столице Померании. Как охарактеризовал её воцарение известный историк В. О. Ключевский, «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца». 

О Екатерине II и времени ее долгого правления 1762-1796 гг. написано много. Эта нерусская царица не даром вошла в русскую историю как Екатерина Великая. Много за ней числится больших свершений во всех сферах государственного управления. Это был период «просвещенного абсолютизма». Императрица обстоятельно изучала труды французских просветителей, состояла в переписке с Вольтером. Ее программа состояла из следующих пунктов:

1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

И во многом Екатерине удалось выполнить свою программу.

Проведя большое число прогрессивных преобразования в области внутренней политики, Екатерина многого добилась и во внешней. В ее царствование Российская империя обрела статус великой державы. К России был присоединён Крымский полуостров и вся территория Северного Причерноморья. Частью империи стали территории нынешних Белоруссии и Западной Украины, Литвы и Курляндии, началась российская колонизация Аляски и Алеутских островов.

Таким образом, эта длительная эпоха пребывания женщин на российском престоле говорит о многом в части прав и положения русских женщин вообще. «Женский век» лишний раз доказывает, что Россия была страной европейской культуры и права. Ведь немыслимо представить, чтобы в Японии, Китае, Индии, Иране или Турции императорами, султанами или шахами становились женщины. Правда здесь были периоды, когда отдельные женщины в роли регентш при малолетнем сыне или больном монархе фактически управляли государством. Даже в империи Великих Моголов в Индии был период «правления юбок» с 1560 по 1562 г., который вошел в историю как эпоха «дурного правления». Была легендарная регентша Цыси в Китае, была влиятельная наложница турецкого султана Роксолана, но все они оказывали свое влияние исподволь, не занимая официально престола и, самое главное, были очень редким исключением.

Интересно и важно то, что в эту эпоху дворцовых переворотов у русской элиты в каждом отдельном случае был как раз выбор между мужчиной и женщиной. И каждый раз дворяне отдавали предпочтение именно женщине. Это значит, что вопросы гендера их совсем не смущали, и принадлежность к женскому полу ни в коей мере не была препятствием к занятию трона, а мужское звание не давало никаких бонусов. Следовательно, женщины здесь выступали как абсолютно равноправные претендентки на пост главы государства.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 24 апреля