Чиновников предлагают судить за должностные преступления в зависимости от ранга: чем более высокий пост занимал государственный служащий, тем более суровую кару он должен понести. На заседании Совета также предлагается поощрять донесения о совершенных коррупционных нарушениях закона: «было позорно быть оком государевым, но быть агентом рабоче-крестьянской власти – это большая честь».

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 19 августа 1919 года.*


Заседание Петроградского Совета.

Доклады о должностных преступлениях.

С этим докладом выступает тов. Медведь.

- Товарищи, - говорит он, - вопрос о должностных преступлениях и борьбе с ними имеет большое значение. В то время, когда красная армия сражается на фронтах, а мы переживаем тяжелые продовольственные затруднения, здесь в Петрограде идет укрывательство контрреволюционеров, спекулянтов и дезертиров.

Петроградский совет должен покончить с этим. В должностных преступлениях принимаю участие различные элементы, главным образом люди, проникшие с корыстными целями в разные советские учреждения.

В подделке документов можно указать на ряд злоупотреблений с подложными мандатами на получение билетов, за укрывательство от мобилизации и на получение денежных сумм.

Продовольственные злоупотребления распространены наиболее широко и имеют теперь первенствующее значение. Здесь в широких размерах практикуется выдача подложных учетных карточек, хищение продовольствия из складов и грузов как на погрузочных пунктах, так и на железной дороге: сахара хлеба и пр.

Частая категория должностных преступлений – дела железнодорожников. Железнодорожные служащие, агенты охраны, уголовного розыска, службы движения и др., часто прибегают ко всевозможным ухищрениям, проделкам и преступлениям в целях расхищения провозимых по железным дорогам продуктов.

Много дел о взятках и вымогательствах.

Чрезвычайная комиссия энергично борется с этим злом. Но она перегружена работой. До недавнего времени, когда Петрограду угрожала опасность, чрезвычайная комиссия направляла все свое внимание на борьбу с контрреволюцией и шпионажем. Сейчас она выдвигает в первую очередь борьбу с должностными преступлениями. Тем более, что эти преступления не всегда совершаются с одной только целью наживы. В них иногда скрывается и злой умысел сознательно вредить советской власти и всячески ее дискредитировать.

Предложение тов. Равич.

Тов. Равич подчеркивает, что нет крупных и должностных преступлений. Всякое должностное преступление есть преступление крупное, ибо оно подрывает престиж рабоче-крестьянской власти. Должностные преступления должны преследоваться не обычным судебным путем, а ускоренным порядком в чрезвычайной комиссии или революционном трибунале.

Нет пощады пачкающим советскую власть.

Тов. Зиновьев берет заключительное слово по вопросу о должностных преступлениях. Он отмечает, что насколько ценны все фактические указания на должностные преступления, настолько бесполезны и даже вредны голословные слухи.

По вопросу о подсудности должностных преступлений народным судам, т. Зиновьев заявляет, что до сих пор народные суды показали себя слишком слабыми. В такое время, как сейчас, этого не должно быть. Народные суды должны быть суровым мечом в карающих руках рабоче-крестьянской диктатуры.

Долг всех честных.

Тов. Зиновьев признает, что нынешний обмен мнений принес большую пользу, но все же никакая чрезвычайная комиссия не сумеет бороться с должностными преступлениями, если рабочая масса не окажет ему поддержки. Всякий честный рабочий и работница должны стать агентами чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, своего рода оком рабоче-крестьянской власти. Было позорно быть оком государевым, агентом прежней охранки, но быть агентом рабоче-крестьянской власти – это большая честь.

Постановление совета.

Чем более высокую должность занимает провинившийся, тем более сурова должна быть кара.

Необходимо, чтобы каждый член Совета и каждый честный работник и работница помогали в этой борьбе. Надо проверять каждое сообщение о должностных злоупотреблениях и немедленно в письменной форме доносить до сведения президиума Петроградского совета и чрезвычайной комиссии.

Все должностные преступления, как бы незначительны они ни были, приравниваются к контрреволюционным. Дела по этим преступлениям рассматриваются в спешном порядке или непосредственно Ч. К., или революционным трибуналом.

(Красная газета)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены