Вынося приговор в отношении иеромонаха Донского монастыря Досифея и игуменьи Гжатского монастыря Серафимы, суд предложил комиссариату юстиции провести расследование деятельности патриарха Тихона. Мощи «виленских угодников», из-за которых и возникло уголовное дело, суд распорядился передать в музей древности, а брошюру «Страдание виленских мучеников», конфискованную в Донском монастыре, уничтожить.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 31 июля 1920 года. 


Дело святых отцов. (Продолжение)

Народный суд считает совершенно установленным следующее: что иеромонах Досифей виновен в том, что, зная, что никаких чудес не произошло, что он сам подтвердил на предварительном и судебном следствии, тем не менее пишет Серафиме и дает ей советы о способах официального разглашения этих чудес. Состоя хранителем этих мощей, он участвовал в тайном от верующих скрытии этих мощей по приказу патриарха Тихона и под руководством епископа Назария и подписал заведомо ложный акт вскрытия, который был опровергнут медицинским вскрытием и собственным признанием Досифея на предварительном следствии; что иеромонах Досифей хранил и распространял, путем продажи, книжки о виленских угодниках с молитвой за здравие свергнутого революцией дома тиранов Романовых.

Что игуменья Серафима виновна в том, что с целью материального улучшения монастыря решила использовать икону с «мощами», как средство привлечения верующей массы в монастырь, что Серафима использовала  случайное облегчение болезни мальчика Прусакова, приложившегося к иконе и получившего облегчение лишь через 8 месяцев после того, составила и дала подписать мальчику заведомо для нее ложное показание об этом случае, положив в эту записку к иконе для привлечения богомольцев. Таким образом Народный суд считает совершенно доказанным обвинение игуменьи Серафимы и иеромонаха Досифея в религиозных шантажах. Что касается обвинения Серафимы в контрреволюционных действиях, то Народный суд констатирует наличность явно выраженных симпатий монастыря к низвергнутому дому тиранов Романовых и констатирует явно монархическое настроение монастыря, что подтверждается нахождением почти в каждой келье портретов членов этой миропомазанной семьи.

Переходя к мере наказания Народный суд, принимая во внимание, что главные виновники, руководители этого дела – высшее духовенство в лице Тихона и Назария, а потому в полной мере не могут отвечать Серафима и Досифей, постановил:

1) Игуменью Серафиму ввиду ее преклонных лет передать в одно из учреждений отдела специального обеспечения.

2) Иеромонаха Досифея заключить в концентрационный трудовой лагерь сроком на 5 лет с зачетом предварительного заключения; принимая же во внимание пролетарское происхождение обвиняемого сравнительную неразвитость и некультурность его, применить к нему первомайскую амнистию и заменить наказание принудительными работами без лишений свободы на тот же срок.

3) В связи с материалами предварительного и судебного следствия привлечь к уголовной ответственности архиепископа Назария по обвинению в подлоге акта вскрытия «мощей» виленских «угодников» от 28 февраля 1919 г., совершенного по приказу «патриарха» Тихона, и предложить Наркомюсту расследовать деятельность «патриарха» Тихона в связи с выяснившимися на суде обстоятельствами получения им от продажи свечей от одной только Иверской иконы, за один только 1919 г., около 600.000 руб., что является спекуляцией свечами.

4) Так называемые «мощи виленских угодников», а в действительности «мумифицированные трупы» передать в музей древности. Брошюру «Страдание виленских мучеников», конфискованную в Донском монастыре, уничтожить.

И.А.Ш.

(Известия В. Ц. И. К. №166)

Подготовил Евгений Новиков 


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены