Опубликован закон, согласно которому с начала 2021 года изменяются параметры налога на добавленный доход (НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяной отрасли. РАПСИ анализирует возможные последствия отмены части инвестиционных стимулов по НДПИ и экспортной пошлины на нефть в правовом и экономическом контексте, а также ужесточение параметров НДД для российских нефтяных компаний, и в частности «Роснефти». 


Согласно Федеральному закону от 15 октября 2020 года №342-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2021 года изменяются параметры НДД и НДПИ для нефтяной отрасли. В Министерстве финансов обосновывают нововведение потребностью оптимизировать предоставление налоговых инвестиционных стимулов в нефтяной отрасли. По оценке ведомства, за 2021-2023 годы новый закон увеличит доходы федерального бюджета на 686 млрд рублей.

В 2021 году дополнительные поступления в казну из нефтегазовой отрасли составят 223 млрд, в 2022 году - 255 млрд, а в 2023 году - 208 млрд рублей. Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что его ведомство до конца года оценит влияние новых налоговых условий в нефтяной отрасли на работу компаний и добычу углеводородов. «Многое будет зависеть от текущей ситуации на рынке и от ситуации в экономике в целом, в том числе от тех инвестиционных программ, которые будут у компаний», - сказал Новак во время рабочей поездки по Красноярскому краю.

При этом ранее премьер-министр России Михаил Мишустин заявлял о необходимости выравнивания условий деятельности всех компаний, добывающих и экспортирующих ископаемые. В настоящий момент нефтяники платят налогов в пять раз больше, чем в сумме все остальные участники сырьевых отраслей. Это связано с самой высокой долей валовых налогов, в т.ч. НДПИ, в цене нефти.

Вероятнее всего, новый закон на стадии разработки был ориентирован, в первую очередь, на компании, добывающие твердые полезные ископаемые. Этот замысел косвенно подтверждает появившаяся в СМИ информация, что президент Владимир Путин запланировал на следующей неделе онлайн-встречу с участниками Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в ходе которого планируется обсудить повышение налога для металлургов и химиков.  

Такой замысел выглядит абсолютно обоснованно с точки зрения правовых требований соблюдения равных условий для всех участников рынка. Тем не менее эксперты однозначно убеждены (в т.ч. на основании результатов исследования VYGON Consulting), что главная нагрузка после вступления в силу нового закона ляжет на нефтяников. И в первую очередь затронет крупнейшую компанию отрасли – «Роснефть», которая является ключевым источником доходов государственного бюджета. За последние пять лет, несмотря на антироссийские санкции, «Роснефть» перечислила в казну 17 трлн рублей. 

Видимо, в ситуации кризиса расчет сделан на то, что ведущий локомотив экономики сможет вытянуть весь бюджет, компенсировав проблемы менее эффективных отраслей. В целом, нефтяная отрасль дает российскому бюджету от 40 до 44% налоговых поступлений. Вероятно, новый закон приведет к увеличению этой доли. 

Поскольку экономический аспект данного решения касается также обеспечения общегосударственного уровня жизни, то его возможно отнести к правовой сфере, ведь в данном случае угроза экономических проблем в ключевой для страны отрасли ставит под сомнение гарантированность сохранения ряда базовых прав человека (в нашей стране их обеспечивают государственные социальные услуги, финансируемые во многом на бюджетные поступления от нефтяной сферы). 

В августе «Роснефть» и другие крупные нефтяные компании предупредили президента России, что из-за роста налогов могут быть сокращены более 35 тысяч рабочих мест, а доходы бюджета сократятся на 4,5 трлн рублей.

Эксперты отмечают, что в последнее время в налоговом регулировании нефтяной сферы прослеживается перекос в сторону увеличения различных коэффициентов для пополнения бюджета без анализа проблем стратегического развития отрасли, что с учетом значительного ухудшения ресурсной базы может привести к серьезным проблемам для экономики страны и бюджета. 

Как заметил гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин в комментариях «Газета.ру»: необходимо «снять излишнюю супернагрузку с тех компаний, которые сейчас просто задыхаются. Курицу, которая несет золотые яйца можно просто прирезать этими налогами».

В этой связи возникает вопрос о правовой обоснованности столь неравных условий к представителям топливной отрасли в сравнении с другими секторами сырьевой сферы. О важности создания более сбалансированной налоговой системы с целью снятия сверхнагрузки с ключевых для экономики компаний говорят специалисты как правовой, так и экономической специализаций. 

В то же время важно отметить гражданскую ответственность в действиях и намерениях крупнейших компаний, в частности «Роснефти». Пресс-служба НК в период широкого обсуждения указанного законопроекта выпустила заявление: «В условиях серьезного сокращения поступлений в бюджет Российской Федерации и необходимости исполнения обязательств государства в социальной сфере действия правительства и Минфина по поиску дополнительных источников бюджетных доходов являются логичными и заслуживающими поддержки». 

Тем самым «Роснефть» недвусмысленно дала понять, что готова нести дополнительную нагрузку по наполнению государственного бюджета. В этой ситуации встает вопрос о других правовых формах поддержки главных движущих сил экономики. Повышение налогообложения может быть уравновешено инвестиционными стимулами, помогающими расширять масштаб деятельности компании. В конце концов, увеличение объемов собираемых налогов возможно не только с помощью повышения ставки и отмены инвестиционных стимулов, но и благодаря увеличению объема прибыли, с которой взымается налог, что в нынешних условиях достижимо в результате господдержки развития новых перспективных проектов.

Людмила Кленько, Родион Руднев