Конституционное право на отзыв неблагонадежных депутатов практически не реализуется, это связывают с правовой безграмотностью избирателей и их страха за своё благополучие. Предлагается разработать юридический регламент, который бы помогал гражданам оценивать целесообразность работы выбранного ими депутата и, соответственно, использовать возможность прекратить его полномочия. Отмечается, что такая мера в том числе поможет в борьбе с должностными преступлениями.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 2 декабря 1920 года.


Право отзыва и борьба с преступностью.

Весьма полезной действительной мерой борьбы с должностной преступностью может служить право отзыва. Сущность этого права, заключается в нашей Конституции ст. 78, заключается в том, что избиратели, т.-е. те, которые принимают участие при выборах в Советы, могут в любое время отозвать своего депутата. Правом этим, к сожалению, чрезвычайно мало пользуются массы. Причина этому лежит в том, что, во-первых, право это у нас совершенно не разработано, и применение его на практике натыкается на целый ряд мелких, но существенных препятствий; во-вторых, сами избиратели, особенно деревенские, столь политически еще неопытны и часто беспомощны, что для того, чтобы оградить свои общественные интересы с помощью права отзыва, нуждаются в некотором руководстве. Есть ряд и других причин, в силу которых это чрезвычайно разумное и социально полезное право слабо прививается у нас в жизни. К числу их относится индифферентизм к общественным делам и страх за свое благополучие.

Поэтому очень часто там, где следовало бы деловым образом реагировать на предосудительное поведение должностного лица, массы избирателей ограничиваются просто пересудом о нем.

Возьмем пример: в каком-нибудь советском учреждении должностное лицо, или даже часть должностных лиц, пользуется положением и предоставленным им служебным правом, начинают присваивать казенное добро или, скажем, брать взятки. До поры до времени все это, конечно, может проделываться так, что и комар носа не подточит. Но, с другой стороны, шила в мешке не утаишь. Скверна, заведшаяся в учреждении, чувствуется и в массах, которым приходится с этим учреждением соприкасаться. Что неблагополучие есть – это чувствуется, но доказать это еще невозможно; оно тонко скрывается от глаз и контроля и Чрезвычайки, и суда. Придраться этим органам не к чему. Потом это, конечно, вскроется, но вскроется тогда, когда какой-нибудь неловкий шаг мошенников сразу обнаружат весь гнилостный процесс. Конечно, в этом случае можно будет покарать всех виновников. Но о судебного возмездия не легче тем, которые от мошенничества пострадали, от этого не легче и самой власти, которой приходится расстроенными преступными руками дело заново налаживать.

С точки зрения правильно понятого социального интереса важно предупредить преступление или, по крайней мере, пресечь его в самом начале. Вот здесь право отзыва может играть большую социально-полезную роль.

Для того чтобы отозвать то или иное выборное должностное лицо, вовсе не требуется доказать его преступное поведение. Достаточно, если избиратели убеждены, что поведение данного должностного лица не внушает полного доверия (нравственного или политического) или нецелесообразно.

Если речь идет о должностном лице коммунисте, его отозвать с любой должности всегда имеет право общее партийное собрание той организации, в которой состоит данное должностное лицо. Всякий член партии, подозревающий, что то или иное должностное лицо (хотя бы данная должность была и не выборная), принадлежа к Р. К. П., недостойно ведет себя, не внушает с нравственной стороны доверия, - может поставить перед комитетом или на общем собрании вопрос об отозвании этого лица.

То же самое могут делать профессиональные союзы по отношению к своим членам, состоящим на советской службе, каждая мастерская по отношению к рабочему, ушедшему в советское учреждение, каждая волость, каждое селение по отношению к избранному ими должностному лицу. Разумеется, каждый член партийного, профессионального собрания сельского схода, общего собрания данной мастерской или предприятия и т. д. может возражать при обсуждении вопроса об отзыве того или другого должностного лица против целесообразности, желательности или справедливости отзыва. Равным образом должны быть предоставлены и самому отзываемому все возможности доказать своим избирателям неосновательность, вздорность или даже личную заинтересованность кого-либо в возводимых на него подозрениях или прямых обвинениях.

На практике это потребует некоторого регламентирования. Право отзыва у нас в конституции только декларировано (провозглашено), но юридически не разработан. Это предоставляется сделать самим трудящимся массам в их опыте. Лучшее правотворчество – это правотворчество самих трудящихся масс. Именно этим путем должен идти процесс необходимого очищения социальной психики от всякого рода скверны, унаследованной от прошлого.

М. Ветошкин.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены