МОСКВА, 16 янв - РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге признал нарушение прав по делу москвича Кирилла Щиборща, страдавшего расстройством психики и скончавшегося при попытке органов правопорядка принудительно доставить его в медучреждение, говорится в решении суда, обнародованном в четверг.

Жалоба была подана родителями 37-летнего мужчины, скончавшегося в июле 2006 года, отмечается в документе. Согласно заключению судебной экспертизы, на его теле были обнаружены многочисленные ушибы, а также резаные раны. Кроме того, экспертиза выявила перелом основания черепа, ребер, а также другие тяжелые травмы.

Как следует из материалов дела, разрешение на принудительную госпитализацию было выдано московским психоневрологическим диспансером номер 10. Помощь с транспортировкой мужчины оказывали двое полицейских. Когда они пришли домой к Щиборщу, он отказался проследовать вместе с ними в медучреждение и попытался забаррикадироваться на кухне. При этом у него был нож, и он ранил одного из полицейских, которые вызвали на подмогу отряд специального назначения, говорится в документе. В результате мужчина был доставлен в больницу, где скончался, не приходя в сознание.

По свидетельству отца погибшего, его сын страдал психическим расстройством и проходил лечение с 2001 года, причем врачи не называли точного диагноза. В октябре 2005 года Щиборщ отказался принимать прописанные ему лекарства, заявив, что он здоров. Однако его состоянии в результате начало заметно ухудшаться.

ЕСПЧ признал нарушения по двум статьям Европейской конвенции о правах человека (Конвенции) – о праве на жизнь и эффективное средство правовой защиты в связи с расследованием обстоятельств смерти, а также плохим планированием и организацией доставки психически больного человека в медучреждение. Общая сумма компенсации составила 48,7 тысячи евро.

По утверждению властей РФ применение силы со стороны органов правопорядка регламентируется российским Законом о полиции и допускается в соответствии со статьей 2 Конвенции, в соответствии с которой «лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы». Как отмечается, Щиборщ представлял опасность не только  для себя, но и для окружающих при попытке проводить  его в медучреждение и отказывался подчиняться законным требованиям полицейских. Кроме того, было установлено, что раны и ушибы, в том числе те, которые привели к летальному исходу, мужчина нанес себе сам либо умышленно, либо по неосмотрительности, будучи психически больным.