В России пока нет отдельного закона о предотвращении домашнего насилия. Два международных документа, действующих на территории РФ — Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, — имеют декларативный характер. Российское государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия на этапе его предотвращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан. Эти нормативные акты направлены не на предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося и начинают действовать после факта совершения насилия.

В начале 2013 года комиссия Общественной палаты по безопасности выступила с предложением разработать и принять федеральный закон "О предупреждении и профилактике насилия в семье". В палате по этому вопросу прошли общественные слушания, в ходе которых было предложено несколько моделей закона.

Одна из них предполагает внесение поправок в основные кодексы РФ для регламентации процедур привлечения к ответственности виновного лица, защите потерпевшего и свидетелей. Другой вариант предлагает определить порядок производства и рассмотрения заявлений о насилии в семье в самом законе. Третья модель рассчитана не только принятие специального закона, но и создание отдельного органа для рассмотрения заявлений о насилии в семье и для применения мер по защите потерпевших и свидетелей.