МОСКВА, 31 мая - РАПСИ. Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) признать за Россией нарушение прав экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского при аресте в 2003 году принесло защите предпринимателя моральное удовлетворение, но не повлечет за собой правовых последствий, сообщил во вторник агентству РАПСИ/infosud.ru адвокат Юрий Шмидт.

ЕСПЧ во вторник огласил решение о взыскании с РФ10 тысяч евро в пользу Ходорковского за нарушения его прав при аресте в 2003 году и содержании в СИЗО. Суд признал нарушения по статье 3 (Запрещение пыток) Европейской конвенции о защите прав человека касательно условий содержания Ходорковского в СИЗО после 2005 года, по статье 5 (Право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции касательно срока его заключения пока шло расследование и судебные слушания, а также процедурных нарушений.

В то же время суд не признал заявленные нарушения по статье 18 (Пределы использования ограничений в отношении прав) касательно заявления Ходорковского о политической мотивированности его преследования.

Моральное удовлетворение

"Правовых последствий у этого решения не будет: Ходорковский уже отбыл этот срок ареста, исправить ничего нельзя. Но мы получили моральное удовлетворение от решения Страсбургского суда и, что важно, это решение будет иметь значение для всей судебной практики в России", - сообщил защитник Шмидт.

Он пояснил, что рассмотренная ЕСПЧ жалоба была подана до приговора по первому делу в отношении Ходорковского, и в ней не было указаний на необъективность судебного разбирательства. "Нарушение права подсудимого на защиту и необъективность суда - это вопросы будущих жалоб, однако правила Страсбургского суда не предусматривают оповещение нас о дате их рассмотрения, поэтому на этот счет ничего сказать нельзя", - сказал Шмидт.

Адвокат добавил, что отказ удовлетворить жалобу в части признания дела в отношения Ходорковского политически мотивированным может быть признан закономерным в силу того, что на момент обращения в суд защита располагала недостаточным количеством доказательств.

"Для суда представленных доказательств политической мотивированности дела оказалось недостаточно. Позднее у нас появилось большое количество аргументов: позиция правозащитных организаций, резолюции парламентов демократических стран, в которых установили политическую мотивированность дела, - но эти факты будут изучены при рассмотрении последующих жалоб", - пояснил Шмидт.

Всего же в Страсбургский суд защитой Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева было подано три жалобы, сообщила ранее адвокат Лебедева Елена Липцер. По ее словам, две жалобы касаются первого судебного процесса, а в третьей адвокаты указывают на нарушения, допущенные при возбуждении и расследовании второго уголовного дела. В сентябре этого года стало известно о том, что приемлемой признана вторая жалоба Лебедева.

Добиться пересмотра

Шмидт заявил, что стратегическая задача защиты Ходорковского в Страсбургском суде - добиться признания нарушения права подсудимого на справедливый суд, аргументом для чего может быть в том числе политическая мотивированность дела.

"Признание нарушения права на справедливый суд повлечет обязанность Верховного суда РФ пересмотреть данное дело по существу", - отметил Шмидт.

В то же время обязанность Верховного суда (ВС) РФ провести слушания по итогам решения ЕСПЧ, пересмотрев решение об аресте Ходорковского, Шмидт назвал формальностью. Он напомнил, что ранее аналогичная процедура была проведена ВС после удовлетворения Страсбургским судом жалобы Лебедева, и это не повлекло правовых последствий.

По итогам рассмотрения первого дела Ходорковский и бывший руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев в 2005 году получили по восемь лет лишения свободы. Суд признал их виновными в ряде экономических преступлений, в том числе в мошенничестве.

В декабре 2010 года Хамовнический суд Москвы, рассмотрев второе дело в отношении Ходорковского и Лебедева, приговорил их к 14 годам колонии по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании выручки. Мосгорсуд 24 мая смягчил им наказание на один год. С учетом первого приговора и проведенного в заключении времени срок наказания экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "Менатеп" истекает в 2016 году.