МОСКВА, 4 июн - РАПСИ. Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, признавшего нарушение прав по делу москвича Кирилла Щиборща, страдавшего расстройством психики и скончавшегося при попытке органов правопорядка принудительно доставить его в медучреждение, вступило в законную силу, говорится в обнародованном решении суда. По нему родственникам погибшего полагается компенсация в размере около 49 тысяч евро.

Жалоба была подана родителями 37-летнего мужчины, который скончался в июле 2006 года, отмечается в документе. Согласно заключению судебной экспертизы, на его теле были обнаружены многочисленные ушибы и резаные раны. Кроме того, экспертиза выявила переломы основания черепа, ребер и другие тяжелые травмы.

Как следует из материалов дела, разрешение на его принудительную госпитализацию было выдано московским психоневрологическим диспансером номер 10. Помощь в транспортировке мужчины оказывали двое полицейских. Когда они пришли домой к Щиборщу, он отказался ехать в медучреждение и попытался забаррикадироваться на кухне. При этом у него был нож, и он ранил одного из полицейских, которые вызвали на подмогу отряд специального назначения, говорится в документе. В итоге мужчина был доставлен в больницу, где скончался, не приходя в сознание.

По свидетельству отца погибшего, его сын страдал психическим расстройством и проходил лечение с 2001 года, причем врачи не называли точного диагноза. В октябре 2005 года Щиборщ отказался принимать прописанные ему лекарства, заявив, что он здоров, однако его состояние стало заметно ухудшаться.

ЕСПЧ в январе в рамках этого дела признал нарушения по двум статьям Европейской конвенции о правах человека – о праве на жизнь и эффективном средстве правовой защиты в связи с расследованием обстоятельств смерти, а также плохим планированием и организацией доставки психически больного человека в медучреждение. Общая сумма присужденной компенсации составила 48,7 тысячи евро.

Сторона ответчика настаивала на передаче дела для пересмотра решения в Большую палату ЕСПЧ, которая, однако, не стала его пересматривать, оставив в силе предыдущее решение.