МОСКВА, 11 дек – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге присудил 12, 5 тысяч евро гражданину Чехии, добивающемуся в РФ опеки над дочерью, рожденной в браке с российской гражданкой, говорится в обнародованном в четверг решении суда.
 
Заявителями по делу выступили Жденек Хромадка, гражданин Чехии, и его дочь Анна Валери Хромадкова 2005 года рождения, гражданка России и Чехии, от имени которой отец подал жалобу в ЕСПЧ в марте 2010 года.
 
Согласно жалобе, бывшая жена Жденека (гражданка России), с которой он проживал в Праге, подала на развод в 2007 году, и оба потребовали опеки над дочерью. Пока процесс находился на стадии ожидания, мать покинула Чехию вместе с ребенком в апреле 2008 года и не вернулась обратно. Она получила российское гражданство для ребенка в мае того же года и поселилась в Санкт-Петербурге, говорится в судебных материалах.
 
Жденек, в свою очередь, получил решение чешского суда по присуждению ему временной опеки над дочерью в июле 2008 года, а в июне 2011 года - окончательное решение о присуждении ему опеки. Однако, согласно судебным материалам, оба решения остались неисполненными, так как бывшая жена Жденека препятствовала его контактам с ребенком, и ее с дочерью местонахождение оставалось неизвестным с мая 2011 года.
 
Хромадка безуспешно пытался добиться исполнения решений об опеке в российских судах. Его первый запрос был отклонен на основании того, что решение чешского суда за 2008 год о принятии временных мер не подлежало исполнению в России. Заявителю также отказали во втором запросе на основании того, что его бывшая жена не участвовала в слушаниях по данному вопросу. Хромадка также пытался обжаловать решение о присвоении гражданства РФ его ребенку, но российские суды отклонили и эту жалобу.
 
Заявитель обратился в ЕСПЧ, ссылаясь на статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека. Он утверждал, среди прочего, что российские власти не предприняли нужных действий для содействия ему в восстановлении контакта с дочерью. По его мнению, положения российского закона о присвоении гражданства ребенку-иностранцу без согласия второго родителя легализуют похищение ребенка матерью. По поводу отказа российских судов признать окончательное решение о присуждении ему опеки над ребенком он заявил, что его бывшая жена не отрицала, что имела возможность участвовать в соответствующем процессе, говорится в судебных материалах.
 
Российская сторона, в свою очередь, не отрицала того, что были затронуты права заявителя на уважение семейной жизни. При этом сторона РФ указала, что это произошло не в результате действий или бездействия российских властей, а под влиянием ряда обстоятельств, в частности, нежелания матери ребенка раскрывать бывшему мужу местонахождения дочери.
 
ЕСПЧ, в свою очередь, рассмотрев жалобу, признал нарушение статьи 8 Конвенции, указав, что нет необходимости рассматривать статью 13 Конвенции в рамках данной жалобы. Заявителю было присуждено 12,5 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и свыше трех тысяч евро издержек, говорится в решении суда.