МОСКВА, 4 фев – РАПСИ, Мария Зуева. Слушания по жалобе гражданина Молдавии по вопросам юрисдикции РФ и Молдавии в рамках дела о предполагаемом нарушении его прав самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республикой и законности его содержания под стражей властями республики, проходят в среду в Большой палате Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, говорится в обнародованном пресс-релизе суда.
 
Согласно судебным материалам, в ноябре 2008 года заявитель Борис Мозер был арестован властями Приднестровской Молдавской Республики (Приднестровье) по подозрению в обмане компании, в которой он работал, и был помещен под стражу. Мозер утверждает, что содержался в опасных для здоровья условиях, в частности, из-за переполненности камеры. У заявителя, страдающего с детства бронхиальной астмой, якобы несколько раз случались приступы удушья во время содержания под стражей.
 
В мае 2009 года врачи рекомендовали поместить Мозера в приднестровскую больницу, однако это якобы было невозможно из-за нехватки сотрудников для надзора за ним во время пребывания в больнице. Его мать обратилась в МВД Приднестровья, потребовав перемещения сына в специализированую больницу на основании того, что бронхиальная астма внесена МВД в список заболеваний, подлежащих лечению в больнице. Ведомство отклонило обращение, сославшись на то, что только осужденные могут быть помещены в больницу на таком основании. 
 
Как говорится в судебных материалах, родители Мозера несколько раз обращались к молдавским властям и в посольство РФ в Молдавии. В ноябре 2009 года генпрокуратура Молдавии уведомила их, в частности, что не может вмешиваться в это дело в связи с политической ситуацией, сложившейся в регионе Приднестровья с 1992 года. Ведомство направило жалобу родителей заявителя в посольство РФ в Молдавии и в прокуратуру Приднестровья, которая в ответ заявила, что рассмотрение дела Мозера находится на стадии ожидания в судебных инстанциях Приднестровья. По мнению прокуратуры Приднестровья, только эти инстанции имеют полномочия на рассмотрение дела Мозера. 
 
В феврале 2010 года медкомиссия сделала неблагоприятное заключение о состоянии здоровья Мозера, указав, что он тяжело переносит продолжающееся предварительное заключение из-за отсутствия соответствующего персонала и оборудования. Несмотря на это заключение Мозера переместили в другой центр предварительного заключения, который был еще хуже оборудован, чем место, где он содержался с мая 2009 года. 
 
Согласно судебным материалам, было принято несколько решений о продлении срока его содержания под стражей – до 12 месяцев с момента его ареста – в ноябре 2008 года-октябре 2009 года. Несмотря на то, что никаких решений о продлении срока содержания под стражей до апреля 2010 года принято не было, заявитель оставался в заключении до июля 2010 года, когда народный суд Тирасполя приговорил его к семи годам тюрьмы с отсрочкой исполнения приговора на пять лет. Через две недели после выхода из-под стражи Мозер уехал в Молдавию, а затем в Швейцарию, где попросил убежища. 
 
Мозер обратился в ЕСПЧ в феврале 2010 года, ссылаясь, среди прочего, на статью 3 (запрет на бесчеловечное и жестокое обращение), статью 5 (право на свободу и безопасность) и статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции по правам человека. В мае 2014 года жалоба была передана на рассмотрение Большой палаты ЕСПЧ, которая в настоящий момент проводит по ней слушания.