МОСКВА, 17 фев – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге направил РФ вопросы по жалобе супругов Константина Подъяпольского и Ольги Мазур, участвовавших в декабре 2009 года в несанкционированной акции протеста у здания Государственной Думы в Москве, говорится в обнародованных судебных материалах.

Согласно материалам ЕСПЧ, в рамках этой акции десять человек, пострадавших от махинаций в сфере жилищного строительства, приковали себя наручниками к ограждению у здания Госдумы, а заявители снимали происходящее на видеокамеру. Военнослужащие, охранявшие здание, в свою очередь, незамедлительно освободили участников акции и потребовали, чтобы те разошлись.

По словам заявителей, военнослужащие якобы пытались помешать Ольге снимать видео, а когда ее муж пришел ей на помощь, его якобы начали избивать. Ольгу также якобы повалили на землю, отобрали у нее видеокамеру, после чего обоих заявителей, по их словам, привели в здание Госдумы, где оставили лежать на полу в наручниках.

Как утверждают заявители, после их неоднократных просьб супругам вызвали «Скорую помощь», вернули видеокамеру, при этом видеозаписи на ней были уничтожены.

Согласно судебным материалам, заявителей доставили в больницу, где у Ольги обнаружили ушиб груди, а у ее мужа - кровоподтеки и ссадины на голове, правом бедре и грудной клетке.
Как утверждают военнослужащие, заявители оказывали сопротивление, и по отношению к ним пришлось применить физическую силу.

Супруги, в свою очередь, обратились с жалобой на жестокое обращение в Следственный комитет Москвы. СК в феврале 2010 года отказался возбуждать уголовное дело, указав, что заявители не подчинились законным распоряжениям военнослужащих и оказали активное сопротивление. Таким образом, по мнению СК, военнослужащие применили физическую силу по отношению к заявителям на законных основаниях.

Заявители обжаловали отказ в военном суде, и тот, в свою очередь, в сентябре того же года поддержал отказ СК Москвы на возбуждение уголовного дела. Это решение в ноябре 2010 года также поддержала Военная коллегия Верховного суда РФ.

Супруги обратились в ЕСПЧ в марте 2011 года, ссылаясь на статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека, говорится в судебных материалах.