МОСКВА, 7 мая – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека признал приемлемой жалобу российского физика Валентина Данилова, осужденного в 2004 году за шпионаж в пользу Китая и отсидевшего тюремный срок за госизмену, говорится в обнародованных в четверг судебных материалах.

ЕСПЧ принял к производству часть жалобы по статье 6 (право на справедливое судебное разбирательство), статье 7 (наказание исключительно на основании закона), статье 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции по правам человека. Оставшуюся часть жалобы суд признал неприемлемой.

Согласно судебным материалам, Данилов работал над исследованиями о влиянии солнечной активности на спутники и на момент описываемых событий возглавлял Теплофизический центр Красноярского государственного технического университета.

Уголовное дело в отношении Данилова было возбуждено в мае 2000 года следственным отделом Красноярского регионального управления ФСБ. Ученого заподозрили в государственной измене и передаче секретных сведений Китаю. В феврале 2001 года Данилова поместили в следственный изолятор, из которого выпустили под подписку о невыезде 27 сентября 2002 года.

В результате судебного разбирательства в декабре 2003 года ученый был оправдан коллегией присяжных заседателей, однако Верховный суд РФ признал такое решение неправомерным.

Ученый был вновь взят под стражу 10 ноября 2004 года. Через две недели Красноярский краевой суд приговорил физика к 14 годам лишения свободы по обвинению в госизмене и мошенничестве. Впоследствии приговор по решению суда был смягчен, срок лишения свободы сократили на год, и Данилова освободили по УДО в ноябре 2012 года.

Данилов в декабре 2004 года обратился в ЕСПЧ, ссылаясь на статью 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), статью 6, статью 7, статью 10 Европейской конвенции по правам человека, говорится в судебных материалах. Заявитель утверждал, среди прочего, что информацию, ставшую предметом разбирательства, можно было получить из открытых источников, и на момент передачи данных китайской стороне у него не было доступа к сведениям, составляющим гостайну.

По мнению российских властей, в частности, обстоятельства дела, установленные национальными судами, показывают, что указанная информация является сверхсекретной и ее нельзя получить из открытых источников.