МОСКВА, 12 июл – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ­) в Страсбурге во вторник вынес решения по трем делам, связанным с задержанием семей из России, включая несовершеннолетних детей, для их последующего выдворения в РФ.

Во всех трех случаях ЕСПЧ признал, что права несовершеннолетних были нарушены по статье 3 (запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания) Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции). В отношении всех заявителей, имена которых не разглашаются, Страсбургский суд обязал французские власти выплатить компенсации от 3 до 9 тысяч евро в пользу несовершеннолетних детей. В двух случаях суд также постановил, что были нарушены права несовершеннолетних по статье 5 (право на свободу и личную неприкосновенность и право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности заключения под стражу). В одном случае суд признал нарушение прав всех заявителей по статье 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции.

В двух случаях ЕСПЧ также рекомендовал Франции не высылать заявителей в РФ до того момента, как решение по жалобе ста­нет окончательным (решения ЕСПЧ могут бы­ть обжалованы любой из сторон в трехмеся­чный срок в Большой палате суда), хотя и постановил, что в случае депортации в Россию права заявителей не будут нарушены по статье 3 Конвенции.

В своем пресс-релизе ЕСПЧ приводит обобщенный анализ дел, связанных с административным задержанием несовершеннолетних вместе с их родителями в рамках процедур депортации из Франции. Суд признал, что лишение детей свободы, вытекающее из законных решений родителей не передоверять заботу о них третьим лицам, в принципе, не противоречит французскому законодательству. Тем не менее, в прецедентном деле такого рода, рассмотренном в 2012 году, ЕСПЧ пришел к заключению, что права детей, учитывая их возраст, длительность и условия содержания под административным арестом, были нарушены по статье 3 Конвенции.

В принятых во вторник решениях ЕСПЧ отметил, что, несмотря на приемлемые условия во французских центрах для задержанных лиц, пребывание в них детей негативно сказывается на их здоровье. Суд пришел к выводу, что лишь кратковременное размещение несовершеннолетних в специально адаптированных для их содержания центрах не будет являться нарушением статьи 3 Конвенции. Кроме того, ЕСПЧ особо подчеркнул, что во всех случаях депортации семей с детьми национальные власти должны прибегать к помещению их в центры для задержанных лиц лишь в качестве крайней меры и при отсутствии других альтернативных мер.