МОСКВА, 7 апр – РАПСИ, Владимир Ядута. Станиславу Дзгоеву, осужденному российским судом на 3,5 года заключения по одному уголовному делу и являющемуся обвиняемым по второму делу, не удалось убедить лондонский суд в невозможности его экстрадиции в РФ из-за неудовлетворительного состояния российских пенитенциарных учреждений.

Как следует из материалов Высокого суда Лондона, Дзгоев был приговорен Октябрьским районным судом Иркутска к заключению по обвинению в нападениях с целью ограбления. Российским судом было установлено, в частности, что мужчина 1987 года рождения причастен к хищению в октябре 2012 года золотой цепи и мобильного телефона у двух пострадавших.

Запрос на экстрадицию был направлен в Великобританию в декабре 2014 года, и вскоре после этого Дзгоев, у которого, по его собственному признанию, двойное гражданство, был задержан. По распоряжению Магистратского суда Вестминстера в мае 2016 года дело Дзгоева было передано министру внутренних дел, который, в свою очередь, дал разрешение на экстрадицию.

Мужчина обжаловал это решение, заявив, что оно противоречит обязательствам Великобритании по соблюдению положений Европейской конвенции по правам человека, в частности, статьи 3, устанавливающей запрет на пытки, а также бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. По свидетельству Дзгоева и его адвоката, ситуация с пенитенциарными учреждениями в России, того же СИЗО-1, оставляет желать лучшего.

Марк Саммерс из Matrix Chambers обратил внимание на проблему переполненности изоляторов и тюрем, неудовлетворительное состояние камер, в том числе плохую вентиляцию и отсутствие душа, присутствие в одной камере людей с различными заболеваниями, сложности с лечением и некачественную пищу. Кроме того, он рассказал о так называемых "пресс-хатах" и камерах для провинившихся.

Российские власти, в свою очередь, заверили Королевскую прокуратуру Великобритании в том, что условия содержания Дзгоева будут соответствовать необходимым стандартам, в то время как у сотрудников посольства Британии в России будет возможность в любое время в этом убедиться. С этой целью Генеральная прокуратура РФ в разное время направила в Лондон четыре письма, последнее из которых датировано 7 февраля.

Рассматривая дело Дзгоева, Лондонский суд опирался не только на заявления защиты и властей РФ, но также на свидетельства британских специалистов, которые  знакомы с ситуацией в местах принудительного содержания в РФ. Кроме того, Лондонский суд обратился к практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В частности, в материалах упоминается "дело Ананьева против РФ", по которому ЕСПЧ вынес пилотное решение в 2012 году, признав системной проблему с пенитенциарными учреждениями в России.

Жалобу Дзгоева Лондонский суд отклонил, отметив, что, во-первых, Россия является членом Совета Европы, в связи с чем следует ожидать исполнения ею обязательств по соблюдению положений Европейской конвенции. Во-вторых, суд принял во внимание гарантии Генеральной прокуратуры РФ. В-третьих, в решении суда отмечается, что Дзгоев уже содержался ранее в российском СИЗО, но никаких жалоб в связи с этим он не высказал. В-четвертых, у России, по мнению Лондонского суда, есть стимул для выполнения требований и обязательств, учитывая, что это не последний запрос на экстрадицию.

В заключении Лондонский суд призвал Королевскую прокуратуру еще раз убедиться в серьезности заявлений российских властей, удостовериться, что Дзгоев будет помещен в СИЗО-1, и что там у него будет собственное спальное место, как минимум 3 свободных квадратных метра площади и что он не будет стеснен. Наконец, Королевская прокуратура должна быть уверена в том, что у Общественной наблюдательной комиссии будет возможность осуществлять контроль за ситуацией в СИЗО.