МОСКВА, 28 авг – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге коммуницировал заявление воронежского журналиста и правозащитника Ильи Сиволдаева, пожаловавшегося на решение московского суда о рассмотрении в закрытом режиме дела об изъятии органов погибшей девушки с целью их трансплантации без согласия родственников.

Девушка – студентка Московского университета дизайна и технологии - погибла в результате ДТП в январе 2014 года. По словам представителей родственников девушки, они узнали об изъятии органов лишь в середине февраля того же года из заключения судебно-медицинского эксперта, причем их мнением относительно трансплантации никто не поинтересовался.

Родственники добивались возбуждения уголовного дела, настаивая на незаконности посмертного изъятия органов девушки. В ноябре 2014 года они обратились с иском о компенсации морального вреда в Замоскворецкий районный суд Москвы. Суд принял решение рассмотреть дело в закрытом режиме по требованию Городской клинической больницы номер 1 имени Н.И. Пирогова, несмотря на возражения семьи погибшей девушки. Необходимость ограничить доступ к делу в том числе для СМИ больница объяснила наличием врачебной тайны. В результате журналисты могли присутствовать в зале заседаний на заключительной стадии слушаний и во время оглашения окончательного решения по гражданскому иску.

Сиволдаев пожаловался в Страсбургский суд, заявив о нарушении его прав, гарантированных статьей 10 Европейской конвенции о правах человека (свобода выражения мнения). По его мнению, в ограничении доступа для СМИ к "делу Саблиной" не было достаточных оснований, учитывая интерес к нему со стороны широкой общественности.

Между тем родственники Саблиной также обратились с жалобой в ЕСПЧ еще в декабре 2015 года. Эта жалоба была также коммуницирована. ЕСПЧ поставил перед властями РФ несколько вопросов, в том числе о правомерности рассмотрения дела в закрытом режиме.

Напомним, что в феврале 2016 года Конституционный суд РФ отказался принять к рассмотрению заявление, в котором оспаривалась конституционность статьи 8 "Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей" закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Согласно этой статье, органы могут быть изъяты в целях трансплантации без согласия донора или родственников в случае, если лечебное учреждение не было извещено об обратном.