МОСКВА, 28 ноя – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал частичное нарушение прав заявителя из России Евгения Сяркевича, признанного судом присяжных виновным в похищениях и других преступлениях, рекомендовав отправить его дело на новое рассмотрение.

Адвокат заявителя Дмитрий Аграновский отметил, что решение ЕСПЧ сразу вступило в силу.

«В постановлении суда говорится, что решение уже вступило в законную силу. Теперь мы будем обращаться в президиум Верховного суда РФ с требованием об исполнении постановления ЕСПЧ и пересмотре дела Сяркевича», — сказал Аграновский.

В апреле 2006 года присяжные признали заявителя виновным в организации преступного сообщества, похищениях, вымогательстве, разбое, мошенничестве и незаконном владении оружием. В мае того же года Сахалинский окружной суд приговорил Сяркевича к 21 году заключения. Кроме заявителя по этому делу были также осуждены шесть его сообщников.

Сяркевич жаловался на необоснованно длительное нахождение под стражей в ожидании суда, а также на то, что показания нескольких фигурантов дела были оглашены в их отсутствие во время судебного заседания. По утверждению заявителя, власти РФ нарушили положения статьи 5 (право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда) и статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека.

В свою очередь, представители России утверждали, что суды принимали во внимание ряд факторов, которые свидетельствовали в пользу длительного ареста заявителя, включая тяжесть обвинений и его связи в преступном мире. Также они отметили, что у участников судебного процесса были веские причины не участвовать во время заседания. В частности, один из них умер до начала судебного процесса.

Суд в Страсбурге посчитал, что трехлетнее пребывание Сяркевича под арестом было в достаточной степени обосновано предполагаемой ролью, которую обвиняемый играл в преступной группировке, сложностью и объемом уголовного дела, а также высоким риском давления, которое он мог оказать на свидетелей. В этой связи ЕСПЧ отклонил жалобу на нарушение статьи 5 Конвенции.

В то же время суд признал, что отсутствие одного из потерпевших, а также одного из сообщников обвиняемого во время заседания нарушило права заявителя. Несмотря на то, что первый не мог участвовать в процессе по состоянию здоровья, а второй умер до начала суда, их показания служили единственными доказательствами по части обвинений. По мнению ЕСПЧ, привлечение этих непроверенных показаний в качестве доказательств существенно осложнило процесс защиты Сяркевича. Кроме того, суд особо отметил, что показания, которые даются сообщниками обвиняемых требуют особо тщательной проверки.

ЕСПЧ не стал устанавливать компенсацию по этому делу, посчитав, что признание нарушений само по себе является наградой. Поскольку право заявителя на справедливый суд было нарушено, суд отметил, что наиболее корректной мерой будет пересмотр дела.