МОСКВА, 16 окт — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассмотрев жалобы шестерых граждан РФ против сноса их домов, расположенных вблизи газо- и нефтепроводов, признал нарушение прав лишь троих заявителей и предложил властям решить вопрос о компенсации миром.

Заявители из разных регионов России пожаловались в ЕСПЧ на решения национальных судов, которые признали их жилища незаконными постройками из-за близости к трубопроводам и обязали владельцев снести строения за свой счет и без какой-либо компенсации. Граждане настаивали на нарушении Статьи 1 Протокола 1 (Право на уважение собственности) Европейской конвенции по правам человека. Кроме того, один из заявителей обвинял правительство в нарушении Статьи 6 (Право на справедливое судебное разбирательство) и Статьи 8 Конвенции (Право на уважение частной и семейной жизни).

В свою очередь, власти РФ помимо прочего заявляли о социальной значимости поставок газа населению и утверждали, что их действия были законными, преследовали законную цель и были пропорциональны этой цели. Кроме того, в ответе правительства говорится, что по состоянию на 17 марта 2017 года постановления, предусматривающие снос, все еще не были выполнены, а заявители не потребовали возмещения ущерба в суде.

ЕСПЧ признал нарушения прав только по двум жалобам в отношении трех жителей подмосковного Чехова. При этом суд отложил вопрос о присуждении им компенсации, дав правительству и заявителям возможность прийти к соглашению в течение полугода с момента вступления данного решения в силу.

Одну жалобу суд рассматривать не стал, поскольку заявительница не представила свои замечания по делу в установленный срок.

В действиях же российских властей в отношении Людмилы Косенко из Челябинска и Виктора Жидова из Пензы Страсбургский суд нарушений не нашел, а обвинения последнего в несоблюдении Россией его прав на справедливое судебное разбирательство и уважение частной и семейной жизни (Статьи 6 и 8 Конвенции) счел необоснованными.

Европейские судьи пришли к мнению, что Косенко перед покупкой участка с постройками в садовом товариществе была ознакомлена с планом использования земель и не могла не знать о близости трубопровода.

В отношении Жидова, которому муниципальные власти выделили участок земли в 1990 году, суд установил, что он начал строительство, предварительно не получив на это необходимое разрешение. Кроме того, позже выяснилось, что строительные работы велись на другом участке, расположенном вблизи газопровода. Житель Пензы был предупрежден о необходимости переноса постройки на выделенный ему кусок земли, однако продолжил строительство и впоследствии заселился в дом, в котором продолжал незаконно проживать и в 2017 году, после решения суда о сносе.