МОСКВА, 14 мая — РАПСИ. Право уполномоченных органов аннулировать статус беженца или отказывать в его предоставлении не может ограничиваться обоснованным опасением лица за свою жизнь в стране происхождения или проживания, следует из постановления суда Европейского союза (ЕС) в Люксембурге.

Нескольким соискателям властями Чехии и Бельгии было отказано в предоставлении статуса беженца на основании директивы ЕС по стандартам для квалификации граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве бенефициаров международной защиты.

Cогласно положению директивы, компетентные органы могут лишать статуса беженца, аннулировать его или отказывать в его продлении в отношении лиц, представляющих угрозу для безопасности принимающей страны-члена ЕС или после приговора за совершение особо тяжкого преступления.

После оспаривания соискателями данного решения в Совете по делам о предоставлении убежища и иммиграции Бельгии и Высшем административном суде Чешской Республики, дела были приостановлены для обращения за разъяснением к суду ЕС.

Были подвергнуты сомнению обстоятельства, при которых положения директивы являются действительными в свете соблюдения норм Женевской конвенции, Хартии Европейского союза по правам человека и Договору о функционировании Европейского союза.

Позиция суда

Суд ЕС считает, что лицо с обоснованным страхом преследования в стране происхождения или проживания должно быть классифицировано как "беженец" в рамках Женевской конвенции независимо от того, было ли ему законно отказано в предоставлении статуса беженца.

Компетентные органы, в свою очередь, обладают полномочиями изменять статус беженца, в том числе лишать права  на невысылку согласно Женевской конвенции и директиве ЕС, следует из постановления суда.

Таким образом, при рассмотрении подобных дел необходимо принимать во внимание разницу между декларативным актом присвоения лицу статуса беженца и непосредственным наделением лица всеми правами и обязанностями в соответствии с директивой ЕС, указывается в документе.

Суд также отметил, что Хартия ЕС по правам человека полностью запрещает пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, независимо от поведения соответствующего лица, а также высылку в государство, где существует опасность подвержения лица такому обращению. В этой связи директива ЕС должна трактоваться в соответствии с Хартией, что исключает принудительное выдворение.

В случае официального аннулирования или отказа в предоставлении статуса беженца лицо физически присутствует на территории принимающего государства, но не обладает законным статусом пребывания. Таким образом, законодательство ЕС обеспечивает более широкую международную защиту беженцев, указывается в документе.

Наконец, суд пришел к выводу, что положения директивы действительны и соответствуют Женевской конвенции, Хартии Европейского союза по правам человека и Договору о функционировании Европейского союза.