МОСКВА, 27 июн — РАПСИ. Процедура формирования Дисциплинарной палаты Верховного суда (ВС) Польши не отвечает требованиям независимости судебной системы, установленным законодательством Евросоюза, следует из заключения Генерального адвоката Суда ЕС Евгения Танчева.

По мнению Танчева, принципы независимости судей были нарушены в связи с тем, что законодательным властям страны были переданы полномочия по избранию 15 членов Национального совета юстиции, а также отбору кандидатур в состав Дисциплинарной палаты ВС, назначаемый президентом Польши.

Более того, указывает Генеральный адвокат, изменения в способе формирования состава Национального совета юстиции сопровождались досрочным прекращением мандатов его членов. Независимо от провозглашаемой цели поправок к соответствующему закону, а именно, унификации сроков пребывания в должности членов Совета, данные меры могут рассматриваться как ведущие к еще большей зависимости судебной системы Польши от законодательной и исполнительной ветвей власти, утверждает Танчев.

Генеральный адвокат также отметил, что положения законодательства Польши, согласно которым рассмотрение споров с учетом законов ЕС находится в ведении палаты высшей судебной инстанции страны, не отвечающей критериям независимости судебной системы, должны быть отменены. В целях обеспечения эффективной судебной защиты граждан по законам ЕС, считает Танчев, орган высшей национальной судебной инстанции должен обладать полномочиями по отмене положений местных законов, нарушающий принцип независимости судей.

Ранее Генеральный адвокат суда в Люксембурге пришел к заключению, что снижение пенсионного возраста для судей — до 60 лет для женщин, 65 лет для мужчин — в рамках судебной реформы в Польше нарушило законодательство Европейского Союза, поскольку являлось свидетельством дискриминации по половому признаку.

Танчев отмечал, что под вопросом оказалось соблюдение принципа несменяемости и независимости судей, учитывая, что представители судейского корпуса, не желавшие уходить на пенсию, должны были своевременно получить одобрение в Министерстве юстиции, что также не соответствует европейскому законодательству.

Напомним, что в июле 2018 года вступил в силу законопроект правящей национал-консервативной партии "Закон и справедливость" о реорганизации в Верховном суде и о Национальном совете юстиции.

В связи со вступлением изменений в силу специальная группа Совета Европы против коррупции (ГРЕКО) по результатам проведения антикоррупционной экспертизы обнародовала доклад, в котором говорилось о нарушении польскими властями Лиссабонского договора и повышении рисков возникновения коррупциогенных факторов в судебной системе страны.

Еврокомиссия, в свою очередь, после вынесения ряда рекомендаций запустила санкционную процедуру в отношении Польши, обратившись в сентябре 2018 года с заявлением в суд ЕС в связи с предполагаемым нарушением законодательства ЕС в вопросах независимости судейского корпуса и дискриминации по половому признаку. 

Польский Сейм в конце 2018 года принял решение последовать рекомендациям европейских органов, вновь приняв поправки к регулирующим деятельность судейского корпуса нормативным актам.