МОСКВА, 24 июл - РАПСИ, Глеб Кузнецов. Спустя год после захвата сухогруза Arctic Sea суд и следствие установили его исполнителей, общественность оповещена о предполагаемом заказчике акции - бывшем руководителе разведслужбы Эстонии Ээрике-Нийлесе Кроссе, но и сегодня остается неясным, каковы были истинные цели пиратов, и почему именно старое судно с грузом древесины стало объектом нападения.

Все факты подготовки захвата Arctic Sea и буднях пиратов на судне известны из показаний раскаявшегося руководителя банды, уроженца Латвии Дмитрия Савинса. Заключив соглашение со следствием, Савинс дал исчерпывающие показания и был приговорен Мосгорсудом к семи годам колонии строго режима. Еще раньше рядовой пират Андрей Лунев пошел на сделку с правосудием и получил пять лет колонии общего режима. Остальные шестеро обвиняемых в захвате сухогруза продолжают хранить молчание, ограничившись данными при задержании показаниями, в которых назвали себя потерпевшими крушение экологами.

Раскрыв многие занимательные подробности подготовки к захвату сухогруза и действий пиратов на судне, показания Савинса так и оставили неразрешенной главную интригу этой вначале детективной, а теперь шпионской истории. Савинс на суде сообщил, что не знает, зачем преуспевающему бизнесмену и бывшему разведчику Кроссу понадобилось захватывать морское судно, и почему выбор пал именно на Arctic Sea. "Это точно были не деньги, у меня возникло огромное количество сомнений относительно цели нашего нахождения на судне", - сообщил Савинс.

История с хэппи-эндом

Сухогруз Arctic Sea, следовавший из Финляндии в Алжир с грузом древесины и пиломатериалов, перестал выходить на связь 24 июля 2009 года. За его исчезновением последовала противоречивая информация о якобы имевших место требованиях выкупа. Шестнадцатого августа судно было обнаружено в Атлантике недалеко от африканского островного государства Кабо-Верде.

Минобороны РФ сообщило, что в результате спецоперации, проведенной моряками Черноморского флота, российский экипаж из 15 человек был успешно освобожден. По подозрению в захвате судна были задержаны восемь граждан Эстонии, Латвии и России. Власти заявили, что все передвижения судна тщательно отслеживались, а не сообщалось об этом по соображениям безопасности.

После освобождения судна на нем начали работу российские следователи. А после долгих перипетий Arctic Sea был передан компании-оператору и пришвартовался в порту Ла-Валетта.

Восемь экологов

Между тем, восемь задержанных на сухогрузе по подозрению в пиратстве были доставлены в Москву и арестованы Басманным судом. В тот же день их защита на пресс-конференции в РИА Новости заявила консолидированную позицию, согласно которой задержаны вовсе не пираты, а потерпевшие крушение экологи.

По словам адвоката одного из задержанных, капитан сухогруза обещал дать "экологам" бензин, чтобы они смогли уплыть на берег, однако бензина они так и не дождались, в связи с чем им пришлось остаться на судне. "Можно сказать, что наши подзащитные удерживались на сухогрузе", - заявлял адвокат Александр Самодайкин.

Защита также усмотрела процессуальные нарушения при доставке фигурантов дела в Москву и их аресте. Однако последовавшие обращения в суд с требованием передать расследование дела Мальте или Швеции не были удовлетворены. Суд также отклонил и жалобу обвиняемого Дмитрия Бартенева на отказ следствия возбудить уголовное дело против командира корабля ВМФ России "Ладный", который участвовал в освобождении Arctic Sea. По утверждению Бартенева, он и остальные "экологи" добровольно перешли с борта Arctic Sea на "Ладный", но их тут же необоснованно задержали, а вскоре привезли в московский следственный изолятор "Лефортово".

Раскаяние пирата

Неожиданный поворот дела стал известен 7 мая - в этот день Мосгорсуд в обстановке строжайшей секретности приговорил к пяти годам колонии общего режима одного из обвиняемых - Андрея Лунева. Оглашение приговора прошло без защитника подсудимого, а пресса по неизвестным причинам не была допущена в зал заседаний. Сам Лунев прятал лицо под капюшоном.

Позднее следствие сообщило, что Лунев полностью признал вину, раскаялся и дал показания. Адвокат Омар Ахметов, принимавший участие в деле на начальном этапе, сообщил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ), что показания Лунева имеют огромное значение для следствия. "При расследовании дела на начальном этапе, когда производилась выемка улик на сухогрузе, были допущены грубые нарушения УПК. При рассмотрении дела судом присяжных все эти доказательства, скорее всего, будут признаны недопустимыми, а показания Лунева могут перевесить чашу весов", - сказал Ахметов.

Как стало известно со слов другого раскаявшегося пирата, руководителя банды Дмитрия Савинса, Лунев начал сотрудничество со следствием сразу после ареста. Очевидно, предавать дело огласке медлили, дожидаясь когда "расколется" главный фигурант дела Савинс.

Низкие борты Arctic Sea

Согласно показаниям Савинса, инициатива захвата "какого-нибудь судна" с целью получения выкупа принадлежала его деловому партнеру Ээрику Кроссу. В случае успеха предприятия пиратам было обещано по 20 тысяч евро, а Савинс рассчитывал на 200 тысяч.

Савинс в течение десяти месяцев, с сентября 2008 года, занимался подбором пиратов и их подготовкой. Отбор членов группы производился по принципу привлечения "авантюрных личностей, имеющих криминальное прошлое". Длительное время группа проводила теоретические и практические занятия, в том числе трехдневную тренировку на базе эстонской армии под Таллином.

В процессе подготовки план захвата судна в Атлантическом океане у берегов Португалии был заменен на более простой, связанный с проведением акции в Балтийском море. Для этого участники группы вооружились учебным автоматом Калашникова, пистолетом системы "Вальтер" и несколькими гладкоствольными ружьями.

Савинс утверждает, что Arctic Sea в качестве объекта захвата был выбран в последний момент. Ключевыми критериями такого выбора послужили его тихоходность и низкие борта.

При захвате корабля произошло нарушение заранее подготовленного плана, так как капитан успел связаться с владельцем судна. По плану предусматривалась эвакуация пиратов с судна, однако Кросс не выполнил взятых на себя обязательств. Савинс заявляет, что был вынужден вести Arctic Sea в Атлантический океан, несколько раз "переименовывать судно и самостоятельно связываться с его владельцем, требуя выкуп в 1,5 миллиона долларов".

Как рассказал далее Савинс, владелец сухогруза, как и страховая компания "Ренессанс", отказывались платить выкуп, время тянулось, захватчики судна "морально разлагались и пили".

Савинс заключает свои показания тем, что за день до прихода российских военных моряков он звонил своей жене и сказал ей, что "все скоро закончится".

Историк и сын диссидента Кросс

Савинс утверждает, что заказчиком захвата судна был видный эстонский общественный деятель Ээрик Кросс. "Кросс десять лет возглавлял разведывательную службу Эстонии, остается близко аффилированным с этой организацией", - сказал Савинс. Кроме того, известна деятельность Кросса на научном поприще - он является автором монографий об истории "лесных братьев", а также его экстравагантные бизнес-проекты.

Техническую сторону подготовки пиратского захвата судна брал на себя предприниматель из Германии Сергей Демченко, а гражданин Израиля Алексей Керцбур осуществлял слежение за передвижением судна.

Дав исчерпывающие пояснения фактическим обстоятельствам подготовки захвата сухогруза, Савинс не привел ни одной вразумительной версии, для чего "очень влиятельному человеку в Евросоюзе" Кроссу понадобилась эта уголовная авантюра.

Сам Кросс отрицает свою связь с этим делом.

"Утверждения, что я заказал захват Arctic Sea, не соответствуют действительности", - заявил он в пятницу эстонской газете Eesti Paevaleht.
Родившийся в 1967 году Кросс - сын знаменитого эстонского писателя Яана Кросса, который неоднократно выдвигался кандидатом на получение Нобелевской премии по литературе и был дружен с первым президентом независимой Эстонии Леннартом Мери.

Как сообщают СМИ, получивший хорошее образование Кросс (он защитил магистерскую диссертацию в Лондонском университете), по протекции Мери, который тогда был главой эстонского МИД, получил работу сначала в посольстве Эстонии в Лондоне, а затем - в Вашингтоне.

Позже Кросс был назначен директором Координационного бюро при Госканцелярии Эстонии, которое координировало работу всех разведывательных ведомств страны. В 2000 году Кросс, оставаясь координатором по разведке, временно руководил Государственной канцелярией.

Скорый и правый суд

Срок содержания под стражей шести обвиняемым в захвате сухогруза "экологам" истекает 18 августа. Но и сегодня неизвестно, будет ли следствие добиваться раскаяния всех фигурантов дела, или суду для обвинительного приговора будет достаточно показаний Савинса и Лунева.