Россия, свернув контракт по поставке Ирану зенитных ракетных комплексов С-300, может потерять не только конкретную сумму денег, но и свою репутацию на международном рынке вооружений как надежного партнера, заявил РАПСИ высокопоставленный представитель российского ВПК на условиях анонимности.

"Контакты по линии ВТС, особенно со странами Персидского региона, нарабатываются годами и даже десятилетиями", - сказал собеседник агентства. По его словам, для возвращения доверия к себе российским специалистам потребуется 10-15 лет.

"Иран в любом случае продолжит закупать вооружения, независимо от позиции России. В первую очередь, это будет сделано за счет Китая, и ценой этому станет иранская нефть", - отметил источник агентства.

По его мнению, российской стороне необходимо было строго придерживаться взятых на себя обязательств по контракту и уже потом разбираться в возникшей ситуации, поскольку эти обязательства имели приоритетный характер.

"К тому же деньги, которых не досчитается в итоге Россия, не помешали бы предприятиям отечественного ВПК, особенно в посткризисных условиях", - добавил он.

Россия должна была поставить Ирану пять дивизионов зенитной ракетной системы С-300ПМУ-1 на сумму около 900 миллионов долларов. Контракт был подписан в конце 2007 года, однако его осуществление было окончательно приостановлено в сентябре этого года - после принятия Советом безопасности ООН очередной, уже четвертой по счету, резолюции в отношении Ирана. Россия заморозила поставки Тегерану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.

Представитель ВПК пояснил, в свою очередь, что с Ираном был заключен типовой договор, по условиям которого Россия в случае отказа от поставок ЗРК помимо возвращения аванса должна выплатить иранской стороне фиксированную неустойку. Причем сумма не зависит от наступления или ненаступления форс-мажорных обстоятельств - она должна быть выплачена в силу невыполнения контрактных обязательств.

Как заявил ранее глава Ростехнологий Сергей Чемезов, за комплексы С-300 Ирану придется вернуть полученный аванс. Это, по словам Чемезова, порядка 166,8 миллиона долларов, и деньги должны быть возвращены в соответствии с пунктом контракта о форс-мажорных обстоятельствах.

В то же время, возникшие трудности с ЗРК С-300, по мнению ряда экспертов, вполне могут иметь и более серьезные последствия и привести, в частности, к пересмотру условий всего военно-технического сотрудничества с Ираном. По оценкам директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игоря Коротченко, общие потери РФ в этом случае будут исчисляться миллиардами долларов и составят от 11 до 13 миллиардов.

Что же касается последней, июньской резолюции ООН, после принятия которой контракт был окончательно свернут, по мнению собеседника РАПСИ, ее вполне можно было обойти на том основании, что С-300 является оборонительным, а не наступательным оружием, и поставки ЗРК в Иран никак бы не повлияли на баланс сил в регионе. Тем более что реализация контракта, переговоры по которому начались примерно пять лет назад, к сентябрю этого года уже некоторое время находилась под вопросом.

По словам собеседника РАПСИ, Тегеран в 2008 году начал искать другие возможности приобретения ЗРК и обратился непосредственно в Минобороны РФ, в обход "Рособоронэкспорта".

"В результате были собраны три комплекса, готовые к поставке, с урезанной элементной базой, однако комплекс так и не попал к заказчику", - сообщил собеседник агентства.

Настаивая на невыполнении российской стороной своих обязательств, Иран, полагает представитель ВПК, может обратиться в международный третейский суд - формально никаких препятствий для этого нет, но фактически это лишено всякого смысла. Как минимум, по двум причинам.

"Во-первых, контракт был заключен с соблюдением всех необходимых внутригосударственных процедур, контрактом предусматривается невыполнение обязательств какой-либо из сторон независимо от обстоятельств. Наконец, в случае нарушения обязательств виновная сторона обязана вернуть аванс и возместить ущерб. В этом смысле контракт является исчерпывающим. Во-вторых, прецедентов урегулирования такого рода споров по межгосударственным контрактам в судебном порядке нет", - сказал представитель ВПК.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, иранское руководство пока не торопится делать резкие шаги.

Министр обороны страны Ахмад Вахиди, прибывший накануне с визитом в Азербайджан, в интервью одному из местных изданий дал понять, что дальнейшие отношения между Ираном и Россией напрямую зависят от того, готова ли последняя выполнить взятые на себя обязательства. По мнению иранского министра, контракт по поставке комплекса С-300 не противоречит международным нормам и обязательствам.

У России тем временем помимо противоречий на внешнеполитическом уровне есть масса внутренних проблем с собственным военно-промышленным комплексом. В Советском Союзе предприятия ВПК получали объемные заказы на производство вооружений, и при каждом новом заказе учитывались и устранялись выявлявшиеся недоработки. Последующие партии усовершенствовались, и уже к третьему циклу оружие, что называется, "доводилось". За рубеж уходило высококачественное, проверенное оружие.

Сегодня оружие "доводится" в том числе за счет зарубежного клиента, а это грозит проблемами уже на других рынках.