Европейской комиссией по налоговым делам скоро могут начать пугать детей. Особенно в семьях предпринимателей некоторых стран ЕС. "Злые волшебники" вовсю обсуждают план, значительно ужесточающий законодательство в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов, исключающий юридические тонкости и лазейки, которые позволяют некоторым компаниям не платить свою долю налогов. По имеющимся подсчетам, различные схемы налоговой минимизации и уклонения от уплаты налогов ежегодно лишает ЕС 1 триллиона евро, что побуждает Еврокомиссию принимать меры по восполнению потерянных, но так необходимых доходов.

Иван Соловьев, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ

Согласно документу под названием "Агрессивное налоговое планирование", государства должны усилить их двусторонние налоговые конвенции в целях предотвращения ситуаций, когда компании практически до нуля минимизируют свои налоги. Комиссия также намерена ввести правило, направленное на избежание налоговых злоупотреблений с использованием искусственных структур, созданных в целях уклонения от уплаты налогов, при котором рассматриваться в первую очередь будет именно экономическая сущность компаний и предпринимаемых ими действий. Эти меры должны сохранить импульс в борьбе против уклонения от уплаты налогов.

В ближайших планах, которые, судя по всему, уже начали реализовываться:

- создание общеевропейского "черного списка" налоговых гаваней;
- нажим на налоговые убежища в других странах;
- введение на один месяц специального режима "обратного налогообложения по НДС", который позволит изменять место уплаты налога с юрисдикции покупателя на юрисдикцию продавца;
- обновление Кодекса ЕС по налогообложению предпринимательской деятельности, принятого в 1997 году, который ставит барьер на пути перетекания налогоплательщиков в страны с благоприятными налоговыми режимами, что позволит требовать отмены налоговых преференций для иностранных компаний в других странах.
- создание новых инструментов мониторинга налоговой ситуации и др.

План был разработан в результате анализа ситуации с налоговой оптимизацией глобальными компаниями, которые располагались в  Ирландии, Австрии, Люксембурге и на Нормандских островах, но реализовывали свою продукцию в основном в Германии, Франции и Великобритании.

Щедрые подарки от уклонистов

Предложенные меры являются логичным продолжением политики по противодействию уклонению от уплаты налогов в ЕС, которая активизировалась в связи с экономическими проблемами: бюджетным дефицитом, ростом госдолга, угрозой распада зоны евро и национального дефолта. И эта политика является наиболее жесткой и последовательной за последние несколько десятилетий. Не секрет, что дополнительную поддержку налоговые органы стран получают от международных усилий по борьбе с неплательщиками, прячущими капиталы в офшорных юрисдикциях.

Финансовые поступления от уклонистов такого рода могут представлять собой значительные объемы средств. Так, за 2010 год власти Франции и Германии сумели вернуть с зарубежных счетов 1 миллиард и 4 миллиарда евро соответственно. Правда, подобные результаты не идут ни в какое сравнение с успехами итальянских властей. В результате тщательно продуманных мер налоговой амнистии под названием "Налоговый щит" в 2009-2010 годах они вернули в национальную экономику около 95 миллиардов евро.

В любом случае суммы, возвращаемые в страну или не ушедшие из нее в результате усиления мер налогового контроля, являются жизненно необходимыми для экономики любой европейской страны. Кроме того, на встрече в октябре 2010 года в Люксембурге министры внутренних дел и юстиции стран ЕС приняли решение о создании общеевропейской системы по борьбе с уклонением от уплаты налогов «Еврофиска». Теперь все участники ЕС будут получать своевременно данные о случаях появления новых схем уклонения от уплаты налогов, то есть главное в новой структуре – это, прежде всего, информационный обмен.

Какие могут быть тайны!..

Под натиском экономических проблем и программ борьбы с уклонением от уплаты налогов все большое давление испытывает институт банковской тайны, и особенно в Швейцарии. С 1 февраля 2013 года там вступил в силу закон, разрешающий иностранным налоговым органам направлять групповые запросы о банковских счетах.

В соответствии с новым законом у зарубежных налоговиков появилась возможность обращаться с групповыми запросами к властям Швейцарии. Это подразумевает раскрытие информации о банковских счетах иностранных граждан, которые, по данным налоговых ведомств других стран, пытаются избежать налогообложения.

Утвержденный парламентом 28 сентября 2012 года, закон "О международной помощи в налоговых вопросах" регулирует также исполнение административных обязательств страны в рамках соглашений о двойном налогообложении и другие международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам. Закон содержит основные правовые основы для обмена информацией с договаривающимися государствами, процессуальная реализация которых должна происходить в соответствии с национальным законодательством. В нем также есть специальные положения, касающиеся процедуры обжалования обращения за информацией. В частности, банк информации, передаваемой за границу, может быть использован только для обеспечения швейцарского налогового законодательства в той степени, которая могла бы быть получена в соответствии со швейцарским законодательством. Власти Швейцарии отмечают, что в запросах должно содержаться описание действий клиента банка. Запросы, осуществленные с целью получения информации о клиентах, не будут приниматься.

Также все страны, кроме США, смогут получить информацию только за период после 1 января 2013 года. По американским запросам также ситуация понятна, так как эта та жертва, которую пришлось принести в обмен на непреследование швейцарских банков со стороны американского правосудия в содействии уклонению от уплаты налогов и сокрытию реальных собственников денег.

Исключительная надежность и строгое соблюдение конфиденциальности в течение десятилетий были одними из отличительных черт Швейцарии. В том числе и по этой причине множество крупных и респектабельных компаний предпочитали открывать счета именно в банках этой страны. Новый закон – одно из оснований задуматься о дальнейших условиях ведения бизнеса в этой стране.

Милые холдингам кантоны

Поможет лучше думать в этом направлении и заявление главы европейской налоговой комиссии о том, что налоговая политика и механизмы налогообложения в ряде кантонов Швейцарии для иностранных холдинговых компаний являются формой государственной поддержки, что несовместимо с Соглашением о свободной торговле 1972 года. Еврокомиссар предупредил, что ЕС внесет Швейцарию в так называемый уже упомянутый нами "черный список" юрисдикций, в который вносят страны, отказывающиеся от сотрудничества в вопросах налогообложения с европейскими властями, если они не соблюдают общие правила.

Вообще создается впечатление, что многим европейским странам стало банально завидно, что в отдельных швейцарских кантонах созданы благоприятные налоговые условия для "дочек" крупных холдингов и ведения семейного бизнеса. Для Швейцарии это не первый звоночек. Как говорилось выше, уже несколько лет со стороны США и некоторых соседей по ЕС идет серьезный "накат" на институт банковской тайны, привлекавший в ведущие швейцарские банки клиентов из этих стран, желающих privat banking обслуживания и, как следствие, предоставлявших возможности для роста капитала.

Общая политика Евросоюза на ужесточение налогового контроля, пресечения схем оптимизации и уклонения от налогообложения, а соответственно, и ликвидация отдельных анклавов налоговой гостеприимности являются основными причинами таких шагов. Но вряд ли исполнение Швейцарией угроз Еврокомиссии приведет к массовому оттоку зарегистрированных там компаний. Все-таки большинство из них – не однодневки, а фирмы, относящиеся к солидным холдингам и респектабельным предпринимателям (пусть даже по своей сути они трейдеры или перекупщики). Смена места жительства по такой причине вряд ли впишется в рамки их корпоративной этики и имиджевые особенности.

Швейцарская администрация, уняв раздражение от вмешательства во внутреннюю экономическую политику, направленную на развитие своих территорий, скорее всего, подумает над тем, что еще может быть привлекательного в их юрисдикции: снижение арендных ставок, упрощение административных процедур и т.д. В итоге не проиграет никто: Еврокомиссия останется довольна, компании вынуждены будут платить больше, но получат компенсацию, а швейцарские кантоны сохранят своих небедных клиентов в целости и сохранности.

Заграница поможет нам

Параллельно с противодействием налоговым уклонистам некоторые страны нацелены на создание благоприятных налоговых условий для развития бизнеса внутри страны. Особенно для малого его сегмента.

Например, Испания разрабатывает пакет мер для оживления экономики страны, которые в том числе коснутся налогового законодательства. В рамках плана микрополитики, ориентированной на конкретные секторы экономики, планируется введение налоговых льгот для молодых предпринимателей. Изменения предполагают налоговые льготы для малых экспортеров, развитие рынка коммерческих бумаг для небольших компаний и новых кредитов для развития бизнеса. Делается это правда с оговоркой, что эти действия ни в коем случае не подрывают приверженность сокращению дефицита бюджета, так как сейчас ЕС наседает на Кипр и даже не входящую в союз Швейцарию. Встает закономерный вопрос: позволят ли Испании стать налоговым раем для молодых предпринимателей? Дело в том, что все "наезды" Еврокомиссии по налоговым делам в адрес Кипра и Швейцарии связаны в основном с предоставлением этими странами благоприятного налогового режима для иностранных инвесторов и, соответственно, налогоплательщиков.

Общая политика Евросоюза на ужесточение налогового контроля, пресечение схем оптимизации и уклонения от налогообложения, а соответственно, и ликвидация отдельных анклавов налоговой гостеприимности и является основной причиной таких шагов. В случае же с Испанией речь идет о создании благоприятных налоговых условий для развития малого предпринимательства в молодежной среде внутри самой страны, среди испанцев. Такие меры могут несколько оживить тот неблагоприятный фон, на котором испанскому кабинету министров приходится решать вопросы сокращения бюджетного дефицита, роста безработицы, угрозы национального дефолта. Поэтому отрицательной реакции ЕС по данному вопросу скорее всего не будет.

В любом случае, закручивание фискальных гаек в ЕС может помочь решить и задачу, поставленную Президентом России в ежегодном послании парламенту о необходимости деофшоризации российской экономики. Помимо корректировки законодательства и правоприменительной и судебной практики внутри страны, субъективные зарубежные факторы могут сыграть здесь свою положительную роль.