ЛОНДОН, 12 фев – РАПСИ, Мария Табак. МВД Великобритании внимательно изучает решение лондонского суда, накануне поддержавшего надзорную жалобу вдовы Александра Литвиненко на решение министра Терезы Мэй отказать в проведении открытого разбирательства по делу о гибели экс-офицера ФСБ.

"Мы внимательно изучаем решение суда. Правительство продолжает в полной мере сотрудничать с дознанием коронера по делу о смерти мистера Литвиненко", – заявил РИА Новости в среду представитель МВД.

Во вторник суд счел приведенные ранее аргументы Мэй недостаточными для отказа в проведении открытого разбирательства и дал британским властям время до пятницы на то, чтобы представить более веские аргументы, в противном случае решение не сможет остаться в силе.

Аргументы британского министра

В середине июля прошлого года Мэй назвала шесть причин отказа правительства в проведении открытого разбирательства по делу о гибели Литвиненко, в том числе дороговизну нового юридического процесса. Все эти аргументы по пунктам разбираются в постановлении суда, вынесенного во вторник, и признаются либо юридически невыверенными, либо иррациональными.

Министр настаивала на том, что имеющиеся в распоряжении дознания открытые документы достаточны для того, чтобы установить обстоятельства гибели Литвиненко. Отдельным пунктом она указывала, что поскольку достаточных доказательств для подтверждения вины британских властей в гибели Литвиненко или непредотвращении его гибели нет, то оснований для рассмотрения этого вопроса в рамках процедуры открытого разбирательства также нет. Кроме того, как указала она, открытое разбирательство, равно как и дознание, не ставит своей целью поиск виновных, а потому и необходимости в его проведении также нет.

Четвертой причиной отказа стало то, что документы, изъятые из рассмотрения при дознании, будут точно так же изъяты и при открытом разбирательстве. Мэй признала, что преимуществом открытого разбирательства действительно являлась бы возможность рассмотрения секретных документов на закрытых сессиях, однако заявила, что только для этого начинать новую юридическую процедуру не нужно.

Мэй отметила, впрочем, что правительство могло бы изучить возможность независимого расследования на основе окончательных выводов дознания в зависимости от итогов изучения открытых материалов. Она подчеркнула, что изучение закрытых материалов замедлит публикацию выводов на основе открытых материалов и затянет процесс на весьма длительный срок.

Министр признала, что международные отношения повлияли на решение правительства. "Дознание, проводимое независимым коронером, гораздо понятней нашим иностранным партнерам, и единство процесса принимается ими с большей готовностью, нежели разбирательство, начинаемое правительством, проводимое под председательством человека, назначаемого правительством и имеющего возможность видеть правительственные материалы, потенциально отвечающие интересам правительства", – отметила она.

История вопроса

По данным британского следствия, Литвиненко умер 23 ноября 2006 года в результате отравления высокорадиоактивным веществом полоний-210. Начатое вскоре дознание зашло в тупик в мае 2013 года после того как коронер Роберт Оуэн сообщил о решении не рассматривать некоторые документы, касающиеся, в частности, предположений о возможной роли российского государства в смерти Литвиненко. Вынося такое решение, Оуэн частично пошел навстречу британским властям, заявлявшим, что обнародование некоторых документов может нанести ущерб интересам страны.

Вместе с тем, Оуэн попросил правительство заменить дознание открытым разбирательством, допускающим проведение закрытых заседаний, на которых могут рассматриваться секретные документы. Но МВД страны отказало в его проведении. Вдова Литвиненко 9 сентября 2013 года подала надзорную жалобу на это решение.

В связи с делом Литвиненко упоминалась фамилия российского предпринимателя, бывшего сотрудника ФСБ Андрея Лугового. Следователи Скотланд-Ярда утверждают, что бизнесмен в 2006 году трижды летал из Москвы в Лондон и четыре раза встречался с Литвиненко. Одна из встреч, согласно материалам следствия, прошла в присутствии его делового партнера Дмитрия Ковтуна.

Британские детективы побывали в Москве, где с их участием были проведены допросы Лугового, с которым Литвиненко встречался в предполагаемый день отравления, жены Лугового, бизнесмена Дмитрия Ковтуна и других лиц. Лондон 25 мая 2007 года направил в Москву запрос об экстрадиции Лугового, но получил отказ на основании конституционного запрета выдачи граждан РФ иностранным государствам. Российская сторона заявила, что готова совместно с британскими коллегами расследовать смерть Литвиненко.

Луговой отрицает выдвинутые в его адрес обвинения, называя их политически мотивированными. В апреле 2012 года британские эксперты проверили на полиграфе в Москве показания Лугового и подтвердили его непричастность к смерти Литвиненко.

Российское расследование

В России уголовное дело, возбужденное в декабре 2006 года по фактам убийства Литвиненко и покушения на убийство Дмитрия Ковтуна, "совершенных общеопасным способом на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии", расследует Следственный комитет РФ. В ходе следствия подтвердился факт отравления Андрея Лугового полонием-210 в период его общения в октябре-ноябре 2006 года в Лондоне с Литвиненко. В связи с этим 29 ноября 2011 года в отношении неустановленных лиц, совершивших преступление в отношении Лугового, было возбуждено уголовное дело, позже объединенное с уголовным производством по факту убийства Литвиненко и покушением на убийство Ковтуна. Ковтун и Луговой признаны следствием потерпевшими по уголовному делу.

"Дело Литвиненко" стало причиной серьезного ухудшения отношений Москвы и Лондона. На отказ в экстрадиции Лугового Великобритания ответила высылкой четырех российских дипломатов, что повлекло за собой ответную реакцию России – высылку четырех сотрудников посольства Великобритании в Москве.