Прокуратура Швейцарии посчитала обвинения против Артема Чайки, выдвинутые в заявлении Фонда по борьбе с коррупцией (ФБК), не соответствующими действительности. Таким образом, Алексей Навальный фактически потерял последние основания для дальнейшего отстаивания своих подозрений в отношении действий сыновей Генпрокурора РФ в правовом поле.

По данным «Коммерсанта», полиция и прокуратура Швейцарии завершили проверку, начатую по заявлению ФБК. Фонд Навального утверждал, будто сын генпрокурора РФ Артем Чайка отмывает в этой стране «криминальные средства», каким-то полукриминальным способом получил там вид на жительство, а также приобрел недвижимость и бизнес. На это расследование Навальным возлагались особые надежды, он называл его «вторым фронтом» и демонстрировал полную уверенность в своем успехе.

Однако участники расследования никаких фактов, свидетельствующих о совершении сыном генпрокурора РФ преступлений, не обнаружили, хотя подтвердили, что Артем Чайка имеет вид на жительство в Швейцарии. Полиция и прокуратура в ходе разбирательства установили, что господин Чайка действительно имеет недвижимость и бизнес в Швейцарии. Правда, его дом, по данным источников "Коммерсанта", не достроен, а юрфирма, которой руководит бывший полицейский чиновник, фактически не действует.

В итоге полиция и прокуратура пришли к выводу об отсутствии в действиях Чайки-младшего состава преступления. В связи с этим в возбуждении уголовного дела ФБК было отказано.

Адвокат Чайки Руслан Шумаков сообщил СМИ, что в связи с публикацией ФБК Артем Чайка уже сам обратился с запросом в Грецию, откуда им был получен ответ, подтверждающий законность проведенных в этой стране сделок. По данным СМИ, речь идет о приобретении им гостиницы Portes Palace на полуострове Халкидики, а затем строительства нового отеля Pomegranate Wellness Spa Hotel.

В ФБК полагали, что в сделке могли использоваться средства, полученные сомнительным путем. Артем Чайка через своего греческого адвоката направил запрос в Piraeus Bank, счет в котором использовался для этих сделок. Банкиры подтвердили, что все проведенные по его счету трансакции из-за границы осуществлялись в соответствии с греческим законодательством и под контролем Центрального банка Греции, с них взимались налоги и регистрировались платежи в органах финансового надзора.

Это уже не первый раз, когда проведенные проверки доказывают необоснованность обвинений, выдвинутых создателями фильма-расследования ФБК. Раннее РАПСИ сообщало о расследовании журналистов иркутской газеты «Областная». Они не нашли оснований сомневаться в том, что смерть экс-директора Верхне-Ленского речного пароходства Николая Паленого наступила в результате самоубийства, подтвержденного в результате проведенной еще в 2012 процессуальной проверки со стороны отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Иркутской области, а не убийства якобы в интересах структур, близких к Артему Чайке, как это утверждается в фильме Навального.

Кроме того, журналисты «Калужского перекрестка» также развенчали заявления об участии представителей прокуратуры в якобы намеренном отстранении крупнейшего частного производителя соли в России – ООО «Руссоль» - из тендера на освоение Воробьевского месторождения и будто бы необоснованном отзыве лицензии у производителя песка ОАО «Мостовский карьер» в интересах структур, близких к тому же Артему Чайке.

Расследование краснодарских журналистов выявило, что печати ООО «Арлайн», поставленные в уставе и учредительном договоре ООО «Сахар Кубани», поддельные, а подпись генерального директора и соучредителя ООО «Арлайн», присутствующая в документах ООО «Сахар Кубани», не принадлежит Ольге Лопатиной.  Этот факт был установлен благодаря следственными мероприятиям по уголовному делу, заведенному по заявлению Лопатиной, а также на основании технико-криминалистической и почерковедческой экспертиз, которые провел экспертно-криминалистический центр ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю.

Таким образом, авторы фильма-расследования «Чайка» делают либо некомпетентные выводы, либо сознательно искажают факты в диаметрально противоположном значении, что ставит перед юристами вопросы в отношении добросовестности и правомерности намерений сотрудников ФБК.

Навальный называл обращение в швейцарскую прокуратуру «вторым фронтом». Теперь, после признания европейскими следователями безосновательности выдвинутых им и его соратниками обвинений в адрес Артема Чайки, правовую историю фильма-расследования «Чайка» можно считать завершенной. Теперь вопрос стоит только о компенсации нанесенного выдуманными подозрениями морального ущерба.